Транспортный налог считается одним из самых понятных и простых налогов. Но здесь имеются свои подводные камни. Рассматриваемый налог, как известно, является региональным налогом. Он вводится в действие законом субъекта РФ, которым также определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 НК РФ). Ставки по налогу приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Законами субъектов РФ указанные в этом пункте значения могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ). Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в законе, устанавливающем транспортный налог, обязательный к уплате на территории данного субъекта РФ, с начала текущего года вправе были уменьшить ставку транспортного налога в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 л. с. в том числе до нуля.
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке:
- наземные транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
- воздушные транспортные средства - самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
- водные транспортные средства - теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства.
В разд. II "Термины" Методических рекомендаций по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) указано, что перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми. Для их определения фискалы рекомендуют использовать термины и понятия, применяемые в соответствующих отраслях законодательства. При этом в п. 2 Методических рекомендаций приведены транспортные средства, относимые в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) к водным и воздушным, а также их коды.
Организации в большинстве случаев имеют наземные транспортные средства. Им-то и будет уделено внимание в статье. Напомним, что порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938. На территории Российской Федерации регистрацию:
- автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и более, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (за исключением спецтехники), осуществляют подразделения ГИБДД МВД России;
- тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Транспортные средства, в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) (далее - Правила регистрации), регистрируются только на их собственников. Ими являются юридические или физические лица, указанные в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 Правил регистрации).
Согласно Правилам государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995) (далее - Правила) государственной регистрации подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см (далее - машины), не подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями Гостехнадзора.
Собственники транспортных средств и машин обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" либо в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 4 Правил регистрации, п. 1.5 Правил).
В то же время указанные собственники (владельцы) обязаны снять транспортные средства с учета или изменить регистрационные данные по истечении срока временной регистрации, в случаях утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца) (п. 5 Правил регистрации, п. 1.5 Правил). При этом не производится восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием) (п. 13 Правил регистрации).
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте транспортного средства), или при необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений (п. 6 Правил регистрации).
Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность и полномочия гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; документ об уплате государственной пошлины; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; транспортное средство или акт технического осмотра транспортного средства; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством РФ; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (п. 16 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. упомянутым Приказом МВД России N 1001).
Для регистрации транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, дополнительно представляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная не ранее чем за 6 месяцев до момента представления. С 1 июля 2011 г. выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в электронном или ином виде в целях регистрации транспортных средств получают соответствующие уполномоченные должностные лица ГИБДД самостоятельно в порядке, определяемом МВД России и ФНС России (п. 17 Административного регламента).
Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 24.3 Правил регистрации).
При регистрации транспортных средств юридических лиц по месту нахождения их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений дополнительно к основным документам также представляются (п. 17.1 Административного регламента):
- уведомление о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
- документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании). Если юридическое лицо наделяет обособленное подразделение полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения, представляется документ, подтверждающий указанные полномочия;
- приказ (распоряжение) юридического лица о наделении обособленного подразделения транспортными средствами, в том числе приобретаемыми для юридического лица по доверенности самими обособленными подразделениями, и (или) приказ (распоряжение) подразделения при наличии у него соответствующих полномочий, зафиксированных в положении об обособленном подразделении, утвержденном юридическим лицом;
- доверенность, выданная юридическим лицом руководителю обособленного подразделения на право представлять полномочия юридического лица перед третьими лицами, и др.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения (п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ):
- о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
- транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
В целях обеспечения организационно-методического взаимодействия подразделений ГИБДД и налоговых органов при представлении указанных сведений МВД России и ФНС России утверждено Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (утв. совместным Приказом МВД России N 948, ФНС России N ММ-3-6/561 от 31.10.2008).
Управления ФНС России проводят сверку сведений, полученных из подразделений ГИБДД, со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах налоговых органов.
При изменении места нахождения организации она продолжает находиться на учете в налоговом органе в качестве плательщика транспортного налога до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. При этом если на дату снятия с учета налогоплательщика сальдо расчетов с бюджетом по данному налогу имеет отрицательное или положительное значение, соответствующая карточка расчетов с бюджетом (КРБ) передается в налоговый орган по новому месту его нахождения. Налоговый орган по новому месту нахождения открывает КРБ со своим ОКАТО.
Изменение места государственной регистрации юридического лица в пределах одного субъекта РФ не приводит к снятию с регистрационного учета транспортных средств. В этом случае по заявлению собственника (владельца) регистрационно-учетные данные передаются в регистрационное подразделение по новому месту нахождения юридического лица и одновременно об этом информируются налоговые органы (п. 31 Правил регистрации).
Организация самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ.
Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 360 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей), как было сказано выше, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Если отчетные периоды не установлены (к примеру, Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге"), то транспортный налог уплачивается один раз в год.
Если же отчетные периоды установлены (например, в Московской области - ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области"), то за первый, второй и третий кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую необходимо будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) следует руководствоваться региональным законом. При этом существуют некоторые ограничения по установлению срока уплаты налога. Для организаций срок уплаты для годовой суммы транспортного налога, установленный региональным законодательством, не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Исчисление транспортного налога осуществляется на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность транспортного средства в лошадиных силах.
Мощность двигателя указывается в регистрационных документах по данным технической документации на соответствующее транспортное средство. Если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в киловаттах, соответствующий пересчет в лошадиные силы осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.). При пересчете в лошадиные силы округление производится с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций).
Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Для этого используется коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
В налоговой декларации (форма декларации по транспортному налогу утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) значение указанного коэффициента отражается в графе 9 по подстроке, относящейся к данному средству, строки 020 разд. 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству".
На момент подписания номера существовал проект приказа ФНС России об утверждении новой формы декларации по транспортному налогу. Согласно этому проекту использовать новую форму декларации предлагалось при отчете за 2011 г.
В новой форме для отражения значения коэффициента Кв предназначена строка 120 разд. 2.
Если регистрация транспортного средства и его снятие с регистрации происходят в течение календарного месяца, указанный период принимается за один полный месяц.
Пример 1. Организация приобрела и зарегистрировала автомобиль 4 октября 2011 г. В этом же месяце автомобиль был продан, в связи с чем он снят с учета 27 октября.
При расчете транспортного налога будет принят коэффициент, равный 0,0833 (1/12), октябрь в расчет принимается как один полный месяц.
Если же снятие с регистрации транспортного средства и его регистрация осуществляются в одном календарном месяце разными лицами, налог исчисляется за полный месяц каждым из собственников.
Для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, есть особенности в его исчислении. При передаче транспортных средств из одного подразделения в другое, которые находятся в разных субъектах РФ, может возникнуть проблема двойного налогообложения. Из буквального прочтения п. 3 ст. 362 НК РФ следует, что уплатить налог за этот месяц надлежит обоим подразделениям организации. Однако в Письме Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11 уточнено, что нормы указанного пункта применяются только при приобретении, отчуждении или уничтожении транспортного средства. Поскольку гл. 28 НК РФ не предусмотрен порядок исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней нахождения транспортного средства у налогоплательщика после регистрации, то полный месяц при исчислении налога надлежит учитывать тому подразделению, по месту нахождения которого было зарегистрировано транспортное средство по состоянию на 1-е число месяца снятия с учета. По новому месту нахождения транспортного средства налог необходимо уплачивать начиная со следующего месяца.
Пример 2. Головная организация, находящаяся в Москве, 7 сентября 2011 г. передала автомобиль, состоявший на учете по ее местонахождению, в обособленное подразделение, находящееся в Липецке. Транспортное средство по новому местонахождению зарегистрировано в том же месяце - 16-го числа.
Налог за январь - сентябрь включительно подлежит уплате по месту нахождения головной организации - в Москве, а за октябрь - декабрь - по месту нахождения обособленного подразделения - в Липецке.
Организации, имеющие обособленные подразделения, довольно часто для выполнения работ в одном из них используют транспортные средства другого подразделения. При этом такие автомобили могут временно регистрироваться по месту выполнения работ.
Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет, уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46).
Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При наличии документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства, находящегося в розыске, данный автомобиль не является объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем угона (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.02.2011 N 16-15/015742). Руководство же налогового ведомства уточнило, что транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения, если в налоговый орган будет представлен подлинник справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства (Письмо ФНС России от 07.04.2010 N 3-3-07/475@).
Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона. При этом следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
В целях исчисления транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.
Напомним, что при угоне (краже) автомобиля организацией должна быть проведена инвентаризация транспортных средств (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. соответственно Приказами Минфина России от 29.07.1998 N 34н и от 13.06.1995 N 49)). Итогом инвентаризации должна стать недостача в виде угнанного автомобиля.
В отношении утраченных транспортных средств либо транспортных средств, находящихся в розыске, может быть прекращена регистрация по заявлению их собственников (владельцев). При этом если транспортное средство будет обнаружено, его регистрация восстанавливается в связи с изменением волеизъявления собственников (п. п. 5 и 13 Правил регистрации).
Исчисление транспортного налога по украденным (возвращенным) транспортным средствам в течение налогового периода производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика (п. 30 Методических рекомендаций).
Пример 3. Транспортное средство украдено 18 марта 2011 г. Организация получила из органа МВД России документальное подтверждение факта угона. 22 июля транспортное средство найдено и возвращено его собственнику.
При исчислении транспортного налога за 2011 г. в этом случае принимается коэффициент Кв, равный 0,75 (9 : 12). В расчет принимаются периоды с января по март и с июля по декабрь, поскольку исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон машины согласно документу, полученному из органов полиции.
Воспользоваться коэффициентом 0,75 при расчете транспортного налога по автомобилю организация сможет, предоставив в ИФНС справку об угоне автотранспортного средства, выданную органами МВД России.
Расчет транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и при этом изменилась его мощность, производится с учетом таких изменений (п. 31 Методических рекомендаций). Собственник при этом должен сообщить в регистрирующий орган о необходимости внесения изменений в техническую документацию. С учетом этих данных им и исчисляется транспортный налог.
Пример 4. Организация в сентябре 2011 г. заменила двигатель на автомобиле, мощность снятого - 180 л. с., установленного - 210 л. с. Регистрация изменений в технической документации осуществлена отделением ГИБДД 27 сентября.
При исчислении транспортного налога за 2011 г. за первые восемь месяцев (с января по август) налоговая база определяется мощностью двигателя 180 л. с., за оставшиеся четыре месяца года (с сентября по декабрь) ее размер возрос до 210 л. с.
Налоговая база - мощность двигателя в лошадиных силах - указывается в графе 6 соответствующей подстроки строки 020 разд. 2 налоговой декларации. Поскольку в течение отчетного периода по рассматриваемому транспортному средству произошло изменение величины налоговой базы, то при оформлении строки 020 по данному автомобилю заполняются две подстроки: по первой из них в графах 6 и 9 приводится 180 и 0,6667 (8 : 12), по второй - в эти графы заносится 210 и 0,3333 (4 : 12).
В новой же форме декларации, по всей вероятности, необходимо оформить два листа разд. 2, указав по строкам:
- 070 (налоговая база) - в первом случае 180 л. с., во втором - 210 л. с.;
- 110 (количество полных месяцев владения транспортным средством) - 8 и 4;
- 120 (коэффициент Кв) - 0,6667 и 0,3333.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ).
Финансовое ведомство считает, что при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды по транспортному налогу начиная с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог (Письмо Минфина России от 27.05.2011 N 03-05-05-01/36).
В налоговой декларации возраст транспортного средства отражается в графе 8 подстроки, относящейся к данному средству, строки 020 разд. 2 (по строке 100 разд. 2 - в новой форме).
Пример 5. На учете в организации стоит транспортное средство 2005 г. выпуска. Законом субъекта РФ установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств по группе транспортных средств, в которую входит рассматриваемый автомобиль.
Налогоплательщик последовал рекомендациям финансистов. При исчислении транспортного налога за 2011 г. в отношении этого транспортного средства при определении количества лет, прошедших с года его выпуска, им принят период с 2006 по 2011 г. включительно. Искомая величина 6 лет указывается в графе 8 соответствующей подстроки строки 020 разд. 2 налоговой декларации (по строке 100 разд. 2 - в новой форме декларации).
Не столь уж редко транспортное средство передается в аренду. Отдельными договорами аренды предусматривается право арендатора поставить на временный учет по своему местонахождению арендованные транспортные средства. Минфин России в Письме от 04.03.2011 N 03-05-05-04/04 разъяснил, что в случае если государственная регистрация транспортных средств осуществлена за арендодателем, а временная регистрация - за арендатором, то налогоплательщиком транспортного налога признается арендодатель.
Если транспортные средства длительное время не используются в связи с текущим ремонтом или по случаю своей негодности в результате аварии и иных чрезвычайных обстоятельств, то исчислять и уплачивать транспортный налог необходимо до тех пор, пока они не сняты с регистрационного учета в ГИБДД. Обязанность по уплате транспортного налога, по мнению минфиновцев, ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01, от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05).
Взимание транспортного налога в случае утраты автомобиля в результате пожара прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета (Письмо Минфина России от 24.03.2011 N 03-05-06-04/123).
Даже списание утилизированного транспортного средства с бухгалтерского учета без снятия его с регистрации в органах ГИБДД, по мнению фискалов, не освобождает организацию от уплаты транспортного налога (подробнее см. Комментарий к Определению ВАС РФ от 07.10.2011 N ВАС-12223/10 в "720 часов", 2011, N 12).
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Налоговую декларацию им необходимо представить не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ). Следовательно, налоговую декларацию по транспортному налогу за 2011 г. надлежит подать не позднее 1 февраля 2012 г.
При наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, находящихся на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна налоговая декларация.
Налоговая декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде.
Организации, среднесписочная численность работников которых за 2011 г. не превысила 100 человек, вправе представить декларацию на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств лично или через представителя или отправить ее по почте. При отправке отчетности по почте днем ее представления считается дата ее отправки. Подтверждением того, что отчетность представлена, является отметка на декларации о приеме (с указанием даты ее получения) либо опись вложения с отметкой учреждения связи, а также квитанция об отправке и уведомление о вручении, если использовался такой вид услуги при отправке декларации по почте. По желанию такие организации могут представить декларацию и в электронном виде.
Отчитываться же только в электронном виде обязаны организации, среднесписочная численность работников которых за 2011 г. превысила 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ). Причем если по месту нахождения обособленных подразделений организации зарегистрированы транспортные средства, то налоговые декларации по транспортному налогу независимо от численности этих подразделений организация обязана представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений в электронном виде (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/464).
При передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) днем ее представления считается дата ее отправки. Порядок приема отчетности регламентируется Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@). Подтверждением даты отправки будет являться электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки налогоплательщиком отчетности (квитанции о приеме).
Как старая, так и новая форма налоговой декларации состоит из титульного листа, разд. 1 "Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет..." и разд. 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству...".
Для заполнения новой формы декларации понадобится информация из справочников: "Коды, определяющие налоговый период", "Коды форм реорганизации и код ликвидации организации", "Коды представления декларации", "Коды, определяющие способ представления декларации в налоговый орган", "Коды видов транспортных средств", "Коды единиц измерения налоговой базы на основании ОКЕИ (выписка)", "Коды налоговых льгот" (Приложения N N 1 - 7 к Порядку заполнения налоговой декларации по транспортному налогу).
Оформление декларации любой формы начинается с заполнения разд. 2.
В старой форме по строке 020 приводилась таблица. Каждому транспортному средству отводится своя подстрока в строке 020. При этом данные по нему вносились в графы со 2-й по 14-ю таблицы.
Если в течение года на автомобиле был установлен двигатель, мощность которого отличается от мощности замененного двигателя, то по такому транспортному средству, на наш взгляд, надлежало заполнить две подстроки.
В новой же форме разд. 2 заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. Количество показателей в разделе увеличилось до 23 (в таблице их было 13) за счет указания в том числе и видов льгот.
Если в старой форме информацию по льготе надлежало отразить в графах 12 и 13 (код льготы и сумма налоговой льготы), то в новой для такой информации отведено восемь строк с 150 по 220.
И связано это с тем, что законами субъектов РФ могут быть установлены следующие виды льгот:
- освобождение от налогообложения по транспортному налогу (код льготы 20 210);
- уменьшение суммы транспортного налога (код льготы 20 220);
- снижение налоговой ставки (код льготы 20 230).
В справочнике налоговых льгот помимо перечисленных приведен еще один код - 30 200. Он проставляется, если используются льготы (освобождения) по транспортному налогу, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
На каждый вид льготы отводится по две строки за исключением льготы по освобождению от налогообложения, информация по которой отражается в четырех строках - со 150 по 180.
По строке 150 предлагается отразить количество полных месяцев использования льготы. В следующей строке, 160, указывается коэффициент Кл. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде), то есть Кл = (12 - стр. 150) : 12. Значение коэффициента приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
По строке 170 предусмотрено заполнение двух полей:
- в первом поле указывается код налоговой льготы;
- во втором - приводится основание для ее использования: номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ о транспортном налоге, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по два знако-места).
Два поля предусмотрены также и по строкам 190 и 210. Порядок их заполнения такой же.
При льготе по международным договорам заполняется только первое поле строки 170.
Сумма же льготы указывается по строке 180.
Для информации по льготам в виде уменьшения суммы транспортного налога и снижения налоговой ставки предусмотрено по паре строк: (190 и 200) и (210 и 220) соответственно. Сумма каждой льготы отражается по строкам 200 и 220 соответственно.
При установлении льготы по транспортному налогу в виде снижения налоговой ставки сумма налоговой льготы исчисляется как разность суммы налога, исчисленной по полной (НС) и пониженной (НСпон.) налоговой ставке, то есть стр. 220 = стр. 070 x (НС - НСпон.) : 100.
По строке 070 указывается налоговая база. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, таковой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Код единицы измерения налоговой базы в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ) приводится по строке 080. Его значение берется из Приложения N 6 к Порядку. Для лошадиных сил это 251.
В случае установления льготы по транспортному налогу, уменьшающей исчисленную сумму налога в процентах, сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение значения, указанного по строке 140, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, деленное на 100.
К примеру, исчисленная сумма налога, согласно закону субъекта РФ, уменьшается на 40%. В этом случае стр. 200 = стр. 140 x 40 : 100.
По строке же 140 приводится сумма исчисленного налога. Она, в свою очередь, определяется как произведение налоговой базы (стр. 070), налоговой ставки (стр. 130) и коэффициента Кв (стр. 120), то есть стр. 140 = стр. 070 x стр. 120 x стр. 130.
Коэффициент Кв исчисляется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (стр. 110), к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде). Значение коэффициента (Кв = стр. 110 / 12) указывается по строке 120 в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
Налоговая ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства, приводится по строке 130. Она может быть установлена дифференцированно с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
В старой форме приводился лишь срок использования транспортного средства (графа 8). Указанная графа заполнялась только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока, прошедшего с года выпуска транспортных средств.
Такая информация в новой форме заносится по строке 100. В предыдущей же строке, 090, предлагается указать экологический класс транспортного средства. Но только в случаях установления законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок с учетом данного показателя.
Для индивидуальных показателей транспортного средства:
- идентификационного номера по документу о регистрации транспортного средства;
- его марке (из документа о государственной регистрации транспортного средства);
- регистрационном знаке транспортного средства -
предназначены строки 040, 050 и 060 соответственно. По наземным транспортным средствам указывается идентификационный номер - VIN.
По строке 030 приводится код вида транспортного средства. Он берется из соответствующего справочника (Приложение N 5 к Порядку).
Исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, приводится по строке 230. Ее значение определяется как разность показателей строк 140 и 180 или разность показателя строки 140 и совокупности значений строк 200, 220, то есть стр. 230 = стр. 140 - стр. 180 или стр. 230 = стр. 140 - (стр. 200 + стр. 220).
В разд. 2 теперь необходимо привести также и код ОКАТО (строка 020).
В старой форме сумма значений по графе 14 всех страниц разд. 2 декларации с соответствующим кодом ОКАТО переносилась в строку 030 разд. 1.
В новой же форме для этого предназначена строка 021 разд. 1. В ней указывается исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период по данным налогоплательщика. Она формируется как совокупность значений по строке 230 всех представленных страниц разд. 2 декларации с соответствующим кодом ОКАТО.
Выше приводилось, что сумма авансового платежа по транспортному налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода исчисляется как одна четвертая произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Для их отражения в разд. 1 предусмотрено три строки: 023, 025 и 027. Внесенные значения авансовых платежей важны для налоговиков, поскольку с плательщиков транспортного налога с 2011 г. снята обязанность по представлению расчета по авансовым платежам.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика по соответствующим ОКАТО указывается по строке 030. Значение по этой строке с соответствующими ОКАТО определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и суммами авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащими уплате в бюджет в течение налогового периода, то есть стр. 030 = стр. 021 - (стр. 023 + стр. 025 + стр. 027).
При положительном значении этой разницы строка 040 прочеркивается.
В случае же получения отрицательного значения прочеркивается строка 030. Само полученное значение без знака "-" как сумма транспортного налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода, заносится по строке 040.
По строке 010 приводится код бюджетной классификации (КБК). КБК по транспортному налогу для организаций на 2011 г. в соответствии с Классификацией доходов бюджетов (Приложение N 1 к Указаниям о Порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н) - 182 1 06 04011 02 1000 110.
Титульный лист декларации представляет собой унифицированную форму. Его заполнение производится в общем порядке. Напомним, что в поле "Налоговый период, за который представляется декларация" надлежит внести код 34. Он приведен в соответствующем справочнике (Приложение N 1 к Порядку).
Отметим, что плательщики транспортного налога, представляющие декларацию за 2011 г., должны будут воспользоваться новой ее формой, если указанный проект приказа после регистрации в Минюсте России будет опубликован в "Российской газете" или "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" не позднее 31 декабря 2011 г. В противном случае до момента, определяемого десятью днями после дня опубликования декларации, они могут использовать для сдачи старую форму декларации (п. п. 8 и 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Налоговики, скорее всего, будут все же настаивать на использовании новой формы при сдаче декларации за 2011 г.
В бухгалтерском учете расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Порядок его отражения в учете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.
Начисление и уплата транспортного налога сопровождаются следующими проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу",
- начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);
Дебет 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", Кредит 51
- уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).
Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации (например, передано по договору аренды при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу",
- начислен транспортный налог.
При расчете налога на прибыль сумма транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу нормы пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если организация применяет метод начисления, сумма транспортного налога (авансового платежа по налогу) включается ею в расходы в момент начисления - в последний день налогового (отчетного) периода (пп. 1 п. 7 ст. 272, п. 1 ст. 318 НК РФ).
При применении же кассового метода сумма налога показывается в расходах только после перечисления ее в бюджет (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
При расчете налога на прибыль можно учесть также и сумму транспортного налога по автомобилю, который не используется в предпринимательской деятельности (находится в простое, передан на хранение в другую организацию и т.д.). Начисленный в этом случае налог соответствует всем критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ:
- у организации имеется обязанность заплатить налог (даже по неиспользуемым транспортным средствам);
- сумма налога подтверждена документально (декларацией, расчетом авансовых платежей, платежными поручениями).
Организация, применяющая "упрощенку" с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", сумму транспортного налога (авансового платежа по налогу) вправе включить в состав расходов (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшают налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Начисленная, но не уплаченная сумма транспортного налога при расчете облагаемой базы не учитывается.