Каков порядок хранения счетов-фактур, составленных в электронном виде, учитывая, что имеются также счета-фактуры, оформленные на бумажном носителе?
Особенности хранения счетов-фактур, в том числе корректировочных и исправленных, а также подтверждений оператора электронного документооборота, извещений покупателей о получении счета-фактуры установлены п. 14 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (раздел II приложения 3)).
Обозначенные документы хранятся в хронологическом порядке соответственно по мере их выставления (составления, в том числе исправления, если счета-фактуры не подлежат направлению покупателю либо если направленные продавцом покупателю счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные) не получены покупателем) и получения за соответствующий налоговый период.
С 01.10.2017 данное требование (с заменой "по мере" на "по дате") будет содержаться в п. 10 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Раздел II приложения 1 к Постановлению Правительства РФ N 1137) (указанный п. 14 утратит силу). Соответствующие изменения представлены в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2017 N 981.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи утвержден Приказом Минфина РФ от 10.11.2015 N 174н. В течение срока, установленного для хранения счетов-фактур, участники электронного документооборота должны обеспечивать хранение:
В пункте 1.9 Порядка зафиксировано: при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи продавец и покупатель осуществляют электронный документооборот по каждому счету-фактуре в отдельности.
Поэтому счета-фактуры, выставленные в установленном порядке в электронном виде, хранятся налогоплательщиком в электронном виде без распечатки их на бумажном носителе (Письма Минфина РФ от 13.01.2016 N 03-03-06/1/259, ФНС РФ от 06.02.2014 N ГД-4-3/1984@).
Из Письма ФНС РФ от 19.07.2017 N СД-4-3/14079@:
Хранение счетов-фактур (а также подтверждений оператора электронного документооборота, извещений покупателей о получении счета-фактуры), выставленных в установленном порядке в электронной форме, обеспечивается налогоплательщиком в электронном виде самостоятельно без распечатки их на бумажном носителе.
Как результат, озвученный порядок хранения документов в хронологическом порядке распространяется на счета-фактуры, оформленные на бумажном носителе. Причем с учетом того, что счета-фактуры, выставленные налогоплательщиком в установленном порядке в электронной форме, не распечатываются, пропуски в хронологии счетов-фактур, выставленных в электронной форме, фиксировать в сшиве счетов-фактур, выставленных на бумажном носителе, не нужно.
По поводу срока хранения счетов-фактур...
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Это правило работает при условии, что иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Течение этого срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности налога на прибыль организаций и НДС, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (Письма Минфина РФ от 19.07.2017 N 03-07-11/45829, от 30.03.2012 N 03-11-11/104).
Таким образом, срок хранения счетов-фактур вне зависимости от того, каким образом они составлены: на бумажном носителе или в электронном виде, определяется не датой их составления, получения, а моментом, когда документ в последний раз был использован для определения обязательств по НДС.
К сведению. В контексте поднятой темы вспомним о Письме от 12.02.2016 N 03-03-06/1/7604, в котором финансисты заострили внимание на том, что гл. 25 НК РФ установлен специальный срок хранения документов, подтверждающих расходы для целей налогообложения. Так, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода. С учетом общей нормы это означает, что документы по убытку нужно хранить весь период его переноса плюс четыре года после окончания отчетного (налогового) периода, в котором перенос убытка завершен.
Напомним: на отчетные налоговые периоды 2017 - 2020 годов введено суммовое ограничение по переносу убытка (прибыль не может быть уменьшена более чем на 50%), при этом ограничение по сроку переноса убытков, которое составляло десять лет, вообще снято. Минфин пояснил: установление ограничения по сумме переноса убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, на будущее является одной из вынужденных мер, которые призваны обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ (Письмо от 08.08.2017 N 03-03-06/1/50688).
При хранении первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, применяется общий срок (четыре года), но исчисляется он в специальном порядке. Срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, исчисляется с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества).
Октябрь 2017 г.