Далее остановимся на использовании оффшорных компаний российскими бизнес-структурами при осуществлении ими своей повседневной деятельности.
По информации контролирующих органов, чистый отток капитала из Российской Федерации в 2008 г. составил около 130 млрд долл. США. При этом банковский сектор страны в 2008 г. перевел за рубеж 57,5 млрд долл. США. Значительная доля выведенных из России финансовых средств осела в оффшорах.
Вместе с тем необходимо отметить положительную тенденцию по сокращению оттока валютных средств из страны, зафиксированную в 2009 г. Так, в январе 2009 г. отток капитала из страны составил 29 млрд долл. США, в феврале - 4,5 млрд долл. США, в марте уменьшился до 2,7 млрд долл. США, а в апреле сократился уже до 2 млрд долл. США.
В целом на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность многих российских предприятий взаимосвязана с оффшорными компаниями и банками. При этом приходится констатировать, что иногда наряду с вполне законным использованием оффшорных структур в соответствии со сложившейся мировой практикой финансовые операции российских компаний, осуществляемые с использованием оффшорных структур, имеют своей целью вывод капиталов из Российской Федерации, направлены на уклонение от обложения капиталов налогами в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.п. Многие страны, входящие в так называемую категорию налоговых убежищ, под давлением ряда стран мира приняли законы, направленные на усиление контроля с их стороны за капиталами, поступающими к ним от различных компаний из различных стран мира. Однако данные законы применяются недостаточно активно, чему способствует заинтересованность руководства стран - налоговых убежищ в поступлении таких капиталов, ведь оплата за предоставление услуг по размещению данных капиталов зачастую является основным источником дохода государственного бюджета стран - налоговых убежищ. Но неверно будет полагать, что все капиталы, поступающие в оффшорные зоны, имеют незаконное происхождение, просто условия размещения капиталов, предлагаемые оффшорными банками, более выгодны в сравнении с условиями, которые предлагают банки, работающие вне оффшорных зон.
Примечание. Банк России планирует исключить Кипр из списка оффшорных зон. Проект соответствующих поправок опубликован на сайте Банка России. Исключение Кипра из числа оффшоров связано с тем, что в апреле 2009 г. Россия и Кипр парафировали протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения, призванный ограничить злоупотребления при уплате налогов.
Расширяя свою деятельность и интегрируясь в международное бизнес-пространство, российский банковский бизнес все чаще активно использует те возможности для ведения дел, которые предоставляет взаимодействие с оффшорными зонами. Включение в цепочку проведения расчетов резидентского и оффшорного банков позволяет оптимизировать прохождение финансовых потоков, избежать ненужных издержек, связанных с оборотом капитала, ведь оффшорные банки освобождены от большинства налогов, не имеют дорогостоящих офисов и многочисленного высокооплачиваемого персонала, в результате банковские комиссии оффшорных банков ниже банковских комиссий российских банков. По сложившейся практике оффшорные банки имеют возможность привлекать заемные средства под более низкий процент, чем это могут сделать российские банки, что, несомненно, открывает широкие возможности для развития такой сферы банковской деятельности, как кредитование.
В то же время нельзя забывать о том, что регулирующие органы рекомендуют банкам эффективнее использовать ресурсы для выявления сомнительных операций, направленных на отмывание денег (большинство таких операций осуществляются с использованием оффшорных зон). В связи с этим в кредитных организациях для минимизации сопутствующих рисков должна быть налажена работа по идентификации клиентов и мониторингу их операций.