Комментарий к Закону от 02.05.2015 N 113-ФЗ (далее - Закон N 113-ФЗ)
Майские праздники ознаменовались внесением очередных изменений в НК, которые касаются налоговых агентов по НДФЛ. Вступают в силу новшества с 1 января 2016 г. (Пункт 3 ст. 4 Закона N 113-ФЗ).
Как следует из названия поправочного Закона, он принят "в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах". Проще говоря, налоговики ужесточат контроль:
Итак, то, о чем так долго грезили налоговики и Минфин и во что до последнего не верили компании и предприниматели, свершилось. К сожалению, налоговым агентам все-таки придется сдавать ежеквартальную отчетность по НДФЛ.
Радует лишь то, что не по каждому работнику в отдельности, а по всем сразу - одна форма по всем работникам суммарно. Для этого вводится новый вид отчетности - расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Это документ, в котором будет отражаться обобщенная информация в целом по всем физлицам, получившим доходы от налогового агента/его обособленного подразделения, а именно (Пункт 5 ст. 1 Закона N 113-ФЗ ):
Форму расчета должна будет утвердить ФНС (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Так что из нее мы и узнаем, какие еще иные данные будут являться основанием для исчисления НДФЛ.
Расчет по утвержденной ФНС форме надо будет представлять (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ):
Срок подачи справок отдельно на каждого работника/неработника остался прежним - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). То есть получается, что по итогам года нужно будет подать и годовой расчет по всем физлицам, и справки 2-НДФЛ отдельно на каждого.
Только если сейчас справка в НК называется "сведения о доходах физических лиц...", то с нового года будет называться "документ, содержащий сведения о доходах физических лиц...". Форму этого документа, так же как и форму расчета, утвердит ФНС (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Возможно, останется и прежняя форма.
Нерадивых налоговых агентов будут наказывать так:
Это будет зависеть от численности граждан, которым организации и ИП выплачивают доходы в течение налогового периода (года) (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ):
На 1 месяц и 1 день увеличен срок для оповещения налоговиков о неудержании налога. Если налоговый агент выплатит гражданину доход, с которого в течение года не сможет удержать НДФЛ (чаще всего это бывает при выплате доходов в натуральной форме), то сообщить в ИФНС об этом факте нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим (Подпункт "в" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). В то время как сейчас этот срок меньше - не позднее 1 месяца после окончания года, в котором не смогли удержать НДФЛ (Пункт 5 ст. 226 НК РФ).
Так что справки 2-НДФЛ за 2015 г. о невозможности удержать налог (с признаком "2") налоговые агенты должны будут подать не позднее 1 марта 2016 г.
Также в НК уточнено, что сообщать нужно не только о сумме неудержанного налога, но и о суммах дохода, с которого не удержан налог (Подпункт "в" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). В общем-то так все делают и сейчас. Просто об этом сказано в Порядке представления справок с признаком "2", утвержденном ФНС (Пункт 16 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@; разд. II Рекомендаций, утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@).
Специальный порядок представления (в электронном виде или на бумаге) справок с признаком "2" в гл. 23 НК по-прежнему не установлен. Тем не менее наверняка он будет такой же, как и при сдаче обычных справок 2-НДФЛ (с признаком "1"). То есть если налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ у 25 и более физлиц, то сведения о неудержании налога ему придется подавать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Ситуация прояснится, как только ФНС утвердит этот порядок.
В общем случае ежеквартальные и годовой расчеты по всем физлицам и отдельные справки 2-НДФЛ по каждому физлицу надо будет представлять в ИФНС по месту учета налогового агента. То есть по месту учета организации или по месту жительства предпринимателя (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Также по месту учета организации/месту жительства ИП надо перечислять общую сумму НДФЛ, удержанную из доходов всех физлиц, которым выплачивался доход (Пункт 7 ст. 226 НК РФ).
Но если организация или ИП состоят на учете в нескольких ИФНС, будет действовать специальный порядок перечисления НДФЛ и представления НДФЛ-отчетности.
(+) Теперь в НК прямо сказано, что ИП, которые состоят на учете в ИФНС по месту ведения "вмененной"/"патентной" деятельности, обязаны перечислять исчисленные с доходов наемных работников и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего учета в связи с ведением такой деятельности (Подпункт "д" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Также в ИФНС по месту ведения указанной деятельности нужно представлять расчеты и справки 2-НДФЛ (в том числе и о невозможности удержать налог) в отношении наемных работников (Подпункт "а" п. 3, пп. "в" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Однако, уточнив один момент, законодатели забыли про другой: о каких работниках идет речь - обо всех либо о тех, кто занят во "вмененной" или "патентной" деятельности. Наверняка в таком порядке надо платить и отчитываться только по работникам, занятым во "вмененной"/"патентной" деятельности в соответствующей местности. По крайней мере, именно так рекомендуют делать сейчас контролирующие органы (Письма Минфина России от 31.10.2014 N 03-11-10/55597, от 02.11.2011 N 03-04-05/3-839; ФНС России от 07.04.2010 N ШС-17-3/50@).
(!) В отношении организаций, имеющих ОП, в гл. 23 уточнено следующее:
Кстати, ранее Минфин разъяснял, что если согласно трудовым договорам места работы определены в других регионах РФ, где зарегистрированы ОП, а зарплата работникам начисляется и выплачивается ГП, то НДФЛ все равно надо перечислять по месту нахождения ОП. При этом он указал, что и справки на работников надо представлять по месту нахождения ОП. Поскольку обязанность представления справок в ИФНС и обязанность перечисления НДФЛ корреспондируют между собой (Письмо Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222). Таким образом, для тех, кто руководствуется письмами Минфина, по сути, ничего не изменится.
(!) У организаций, отнесенных к категории крупнейших налогоплательщиков, есть выбор. Они могут представлять отчетность и перечислять НДФЛ в отношении физлиц, получивших доходы от их ОП, либо в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в ИФНС по месту учета каждого ОП (Подпункт "а" п. 3 ст. 2 Закона N 113-ФЗ).
Поправками внесены уточнения и изменения, касающиеся дат получения некоторых видов доходов. То есть тех дат, на которые налоговые агенты должны исчислять НДФЛ (Подпункт "а" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ).
Вид дохода |
Дата получения дохода |
|
Как сейчас |
Как будет (Подпункт "а", "б" п. 1 ст. 2 Закона N 113-ФЗ) |
|
Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование займами (кредитами) |
День уплаты процентов по полученному займу (кредиту) (Подпункт 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). Если же физлицо получило беспроцентный заем, то датой получения дохода являются дни возврата заемных средств (Письма Минфина России от 28.10.2014 N 03-04-06/54626, от 26.03.2013 N 03-04-05/4-282). Аналогичного мнения придерживаются и суды (Постановления ФАС ЗСО от 30.07.2013 N А03-9886/2012; ФАС ВСО от 27.03.2013 N А58-4544/12; ФАС УО от 04.12.2012 N Ф09-11970/12) |
Последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. То есть день выплаты процентов физлицом уже не будет иметь значения |
Материальная выгода, полученная при приобретении ценных бумаг (ЦБ) |
День приобретения ЦБ. При этом Минфин разъяснял, что таким днем признается день перехода права собственности на эти бумаги (Минфина России от 03.07.2007 N 03-04-06-01/206) |
День приобретения ЦБ. А если приобретенные ЦБ оплачиваются после перехода к физлицу права собственности на эти бумаги, то датой получения дохода будет день совершения платежа |
Суточные, выплаченные сверх норм (Пункт 3 ст. 217 НК РФ): (или) свыше 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ; (или) свыше 2500 руб. за каждый день нахождения в загранкомандировке |
В НК четкой даты нет. Минфин и ФНС считают, что датой получения дохода является дата утверждения авансового отчета (Письма Минфина России от 24.04.2015 N 03-04-08/23689, от 14.01.2013 N 03-04-06/4-5; ФНС России от 07.04.2015 N БС-4-11/5737) |
Последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Это удобно, так как по итогам месяца нужно будет определить общий доход работника вместе с зарплатой и исчислить с него общую сумму НДФЛ |
Доход в виде экономической выгоды, например, из-за прощения долга физлицу по оплате полученных им товаров (работ, услуг) |
В НК четкой даты нет. Минфин и ФНС разъясняют, что датой получения дохода является дата списания безнадежной дебиторской задолженности с баланса организации (поставщика товаров (работ, услуг)). В этом случае в ИФНС подается справка 2-НДФЛ о невозможности удержать налог (Письма ФНС России от 31.12.2014 N ПА-4-11/27362; Минфина России от 30.06.2014 N 03-04-06/31452) |
Дата списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации. То есть в НК закреплена позиция, которой контролирующие органы придерживаются и сейчас |
Доход, возникающий при зачете встречных требований между физлицом и налоговым агентом |
По договорам купли-продажи ценных бумаг - дата зачета встречных требований (Пункт 6 ст. 214.1 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-07/176). По остальным доходам никаких указаний в НК нет |
Дата зачета встречных однородных требований |
Со следующего года для двух видов доходов будет установлен специальный срок перечисления НДФЛ в бюджет, а для всех остальных - срок будет единый (Подпункты "б", "г" п. 2 ст. 2 Закона N 113-ФЗ):
Как видим, с нового года порядок перечисления НДФЛ упростится, и это действительно радует.
* * *
В заключение скажем еще об одной интересной поправке. С нового года утрачивает силу п. 2 ст. 231 НК РФ, который предписывает налоговым агентам суммы НДФЛ, не удержанные с доходов работников или удержанные не полностью, взыскивать до полного погашения задолженности (Пункт 4 ст. 2 Закона N 113-ФЗ). Неужели работодатель не должен будет пересчитывать НДФЛ, даже если он удержал меньше, чем положено? С вопросом о том, что хотели сказать этим законодатели, мы обратились в Минфин. Надеемся, что нам это пояснят.
Июнь 2015 г.