Применять патентную систему налогообложения имеют право только индивидуальные предприниматели (ст. 346.44 НК РФ). Переходить на нее или возвращаться к иным режимам налогообложения они могут добровольно в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. Однако применять ее можно не по всем видам деятельности, а только по тем, которые поименованы в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. К услугам общественного питания в данном списке, состоящем из 47 пунктов, отношение имеют только два:
Применяться патентная система налогообложения может предпринимателем наряду с иными режимами налогообложения (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Так, например, индивидуальный предприниматель наряду патентной системой налогообложения вправе применять и систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении объектов организации общепита с площадью зала обслуживания более 50 кв. м по каждому такому объекту при условии соблюдения положений гл. 26.3 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-11-11/378). В рассматриваемом Письме у предпринимателя были две точки общественного питания: одна с площадью зала обслуживания посетителей более 50 кв. м, а вторая - менее 50 кв. м.
Услуги повара по изготовлению блюд и кулинарных изделий на дому (код 122203 4) в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) относятся к услугам общественного питания. Минфин в Письме от 19.10.2012 N 03-11-11/315 уточняет, что индивидуальный предприниматель - повар вправе перейти на патент в отношении данного вида деятельности, если он будет изготавливать блюда (например, пельмени) на дому у заказчика на основании заключенного с ним договора на оказание данных услуг. Если же блюда (включая те же пельмени) будут изготавливаться на дому у предпринимателя, а потом реализовываться населению, то такая деятельность налогообложению в рамках патентной системы налогообложения не подлежит.
Объект организации общепита, имеющий зал обслуживания посетителей в силу пп. 14 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, - это здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.
Это и другие определения, представленные в пп. 6, 13 - 16 п. 3, п. 4 данной статьи (площадь зала обслуживания посетителей, услуги общественного питания, объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, открытая площадка, инвентаризационные и правоустанавливающие документы), идентичны определениям, применяемым в отношении режима налогообложения в виде ЕНВД, содержащимся в ст. 346.27 НК РФ. Соответственно, требования, предъявляемые к порядку определения площади зала обслуживания посетителей и к оказанию услуг общественного питания, у этих двух режимов налогообложения одинаковые.
При этом, как уточняет Минфин в Письме от 13.08.2012 N 03-11-10/37, услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей, на патентную систему налогообложения не переводятся, поскольку в п. 2 ст. 346.43 НК РФ они не поименованы. В другом Письме от 16.11.2012 N 03-11-11/343 Минфин также обращает внимание, что если арендуемое помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно договору аренды не имеет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, то предприниматель не вправе применять патентную систему налогообложения в отношении таких услуг общественного питания.
Что касается алкогольной продукции, то здесь аналогично применению режима в виде ЕНВД: если через объект общепита предпринимателем реализуются приобретенные подакцизные товары, поименованные в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ (включая пиво) (как упаковке изготовителя, так и без нее), то такая деятельность относится к услугам общественного питания и, соответственно, может облагаться в рамках патентной системы налогообложения (Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-11-10/49).
Обратим внимание еще на два условия, соблюдение которых необходимо для применения предпринимателем патентной системы налогообложения. Первое касается средней численности наемных работников, в том числе привлекаемых по договорам гражданско-правового характера: она не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам деятельности, осуществляемым предпринимателем (п. 5 ст. 346.43 НК РФ). Определяется она в порядке, устанавливаемом федеральным органом статистики. Так, в соответствии с п. 77 Порядка заполнения формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденного Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435, средняя численность работников включает:
Вторым условием является то, что патентная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). И эти законы должны были быть опубликованы не позднее 01.12.2012 (в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ). В качестве примера можно привести:
Заметим, что если предприниматели осуществляют деятельность, поименованную в п. 2 ст. 346.43 НК РФ в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применять патентную систему налогообложения они не вправе (п. 6 ст. 346.43 НК РФ).
Сначала скажем не о правах, а об обязанностях субъектов РФ. В принимаемых законах они должны установить размеры потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). Этот размер должен быть в пределах от 100 000 руб. до 1 млн руб. включительно (если иное не установлено п. 8 настоящей статьи). Ежегодно максимальный и минимальный размер "патентного" дохода будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ). На 2013 г. этот коэффициент установлен равным 1 (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ). Если потенциально возможный к получению доход не изменен субъектами РФ, он будет применяться и в следующем календарном году (следующих календарных годах) (п. 2 ст. 346.48 НК РФ).
В качестве "иного" в п. 8 установлено, что субъекты РФ вправе:
В отношении установления размера потенциального дохода исходя из количества объектов и площади Минфин в Письме от 21.09.2012 N 03-11-10/43 разъясняет, что он может быть установлен:
1) на отдельный обособленный объект (магазин, павильон, ресторан, бар, кафе, столовую, закусочную, киоск, палатку, торговый автомат, автолавку, автомагазин, тонар, автоприцеп, передвижной торговый автомат);
2) на 1 кв. м площади обособленного объекта, в том числе на 1 кв. м объекта организации общепита, имеющего зал обслуживания посетителей (ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной);
а) не более чем в 5 раз - по всем видам "патентной" деятельности, осуществляемым на территории города с численностью более 1 млн человек. При этом финансовый орган в Письме от 21.12.2012 N 03-11-10/58 напоминает, что в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р, оценка численности населения производится один раз в год по состоянию на 1 января текущего года. Соответственно, оценки численности населения на другие даты или в другие сроки являются предварительными и не могут использоваться в целях определения размера потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения. Исходя из этого, в целях применения данной нормы на 2013 г. согласно разъяснению Минфина должны использоваться данные о численности населения города на 01.01.2012;
б) не более чем в 10 раз - по некоторым видам деятельности из установленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, среди которых, к сожалению, и наш пп. 47.
Обратимся к названным выше Законам субъектов РФ и посмотрим, в какой мере они "воспользовались" предоставленными им правами. Согласно ст. 1 Закона г. Москвы N 53 перечень видов деятельности, в отношении которых предприниматели могут применять патентную систему налогообложения, состоит из 65 видов. Потенциально возможный к получению годовой доход установлен в отношении:
Статьей 2 Закона Московской области N 164/2012-ОЗ установлены 53 вида "патентной" деятельности. При этом потенциально возможный годовой доход (в рублях) установлен в зависимости от средней численности наемных работников:
Законом Нижегородской области N 148-З установлены 47 видов деятельности. Размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода установлен в зависимости от городского округа и муниципального образования, например:
Заметим, что согласно разъяснениям Минфина (Письма от 20.08.2012 N 03-11-10/39, от 06.08.2012 N 03-11-10/31) гл. 26.5 НК РФ не предусматривает возможности субъектов РФ дифференцировать размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности.
Право на применение патентной системы налогообложения удостоверяется патентом (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Форма патента утверждена ФНС и направлена для использования нижестоящим налоговым органам Письмом ФНС России от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20218@. Выдается он предпринимателю налоговым органом по месту постановки его на учет в качестве плательщика, применяющего патентную систему налогообложения, и действует на территории того субъекта РФ, который указан в патенте. При этом предприниматель имеет право получить патент и в другом субъекте РФ.
Для получения патента не позднее чем за 10 дней до начала применения этого режима налогообложения предприниматель подает в налоговый орган по месту жительства заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.12.2012 N ММВ-7-3/957@. Поскольку данная форма носит рекомендательный характер, предприниматель вправе подать его и в произвольной форме.
Представить заявление можно лично или через представителя, направить почтовым отправлением с описью вложения (днем представления считается дата отправки) либо передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам (днем представления считается дата его отправки) (п. 2 ст. 346.45 НК РФ). Формат представления документов для применения патентной системы налогообложения в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 24.12.2012 N ММВ-7-6/996@, вступившим в силу с 01.01.2013. Порядок информационного обмена документами, используемыми при применении патентной системы налогообложения, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 18.01.2013 N ММВ-7-6/20@.
Если предприниматель планирует осуществлять деятельность на основе патента в том субъекте РФ, в котором он не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта РФ по выбору предпринимателя.
Если предприниматель планирует применять патентную систему налогообложения в различных муниципальных образованиях того же субъекта РФ, на территории которого он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то заявление на получение патента он подает в ИФНС по месту жительства (Письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-11-12/08).
В течение 5 дней со дня получения заявления на получение патента налоговый орган обязан выдать его предпринимателю или уведомить его об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ). Патент выдается по выбору предпринимателя на срок от 1 до 12 месяцев включительно в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). Вместе с патентом налоговый орган в пятидневный срок со дня получения заявления должен выдать предпринимателю и уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме 2-3-Учет (Утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) (п. 1 ст. 346.46 НК РФ, Письмо ФНС России от 29.12.2012 N ПА-4-6/22635@).
В отличие от действовавшего ранее порядка предпринимателю не нужно одновременно с заявлением на получение патента подавать заявление о постановке на учет. Датой постановки предпринимателя на учет в налоговом органе в этом случае является дата начала действия патента. Как разъясняют налоговики в названном Письме, при подаче предпринимателем заявления на получение другого патента повторная постановка его в налоговом органе не требуется, а налоговым органом в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) вносятся сведения о выданном патенте на основании указанного заявления.
Обратим внимание еще на один момент. Предприниматели, которые хотели перейти на "патентный" режим налогообложения с 01.01.2013, должны были подать заявление не позднее 20.12.2012. Однако те из них, кто не успел подать его к установленному сроку, могут сделать это в любое время: для этого им нужно подать заявление не позднее чем за 10 рабочих дней до начала применения патента. Единственный минус этого в том, что такие предприниматели не смогут получить патент на 12 месяцев, поскольку он может приобретаться на любое количество месяцев, но не более чем на календарный год (Информационное сообщение ФНС России).
В силу п. 4 ст. 346.45 НК РФ основанием для отказа налоговым органом в выдаче предпринимателю патента являются:
Уведомить об отказе в выдаче патента налоговики обязаны в течение 5 дней после вынесения соответствующего решения (п. 3 ст. 346.45 НК РФ). Это уведомление выдается предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При отправке уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней со дня его направления.
В соответствии с п. 6 ст. 346.45 НК РФ право на применение патентной системы налогообложения будет утрачено и предпринимателю придется перейти на общий режим налогообложения с начала налогового периода, за который ему был выдан патент, если:
При этом налоги, которые нужно будет уплатить в соответствии с общим режимом налогообложения, исчисляются и уплачиваются предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь зарегистрированных предпринимателей (п. 7 ст. 346.45 НК РФ). Пени по авансовым платежам по налогам, уплачиваемым за период применения патента, предприниматели не уплачивают. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате за налоговый период, в котором предприниматель утратил право на применение патентного режима налогообложения по названным выше причинам, уменьшается на стоимость уплаченного патента.
Об утрате права на применение патента и о переходе на общий режим налогообложения (по названным выше причинам и при прекращении "патентной" деятельности) предприниматель обязан заявить налоговому органу в течение 10 календарных дней со дня наступления соответствующего основания (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Как мы уже сказали, предприниматель, утративший право на применение данного режима налогообложения или прекративший "патентную" деятельность до истечения срока действия патента, вернуться на этот режим налогообложения по этому же виду деятельности сможет не ранее чем со следующего календарного года.
Согласно п. 2 ст. 346.46 НК РФ в течение 5 дней со дня истечения срока действия патента осуществляется снятие предпринимателя с учета в налоговом органе. Предпринимателя, утратившего право на применение патентной системы налогообложения или добровольно прекратившего "патентную" деятельность, снимают с учета в течение 5 дней со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (п. 3 ст. 346.46, п. 8 ст. 346.45 НК РФ). При этом датой снятия с учета предпринимателя в налоговом органе является дата перехода его на общий режим налогообложения или дата прекращения деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения. В тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) индивидуальному предпринимателю (его представителю) уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме 2-4-Учет (Утверждено Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) (Письмо ФНС России N ПА-4-6/22635@).
Заметим, что согласно разъяснению ФНС снятие с учета предпринимателей, состоящих на учете в качестве предпринимателей, применяющих УСНО на основе патента и имеющих выданные патенты, срок действия которых истекает после 01.01.2013, будет осуществлено после перерасчета стоимости патента.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы: произведение денежного выражения потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя на ставку 6% (ст. ст. 346.47, 346.48, 346.50, п. 1 ст. 346.51 НК РФ).
Если патент получен на срок менее 12 месяцев, налог рассчитывается путем деления потенциального к получению предпринимателем годового дохода на 12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Пример. Рассчитаем стоимость патента в г. Москве сроком на 12 месяцев для вида деятельности "Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту общепита" (на один обособленный объект).
Стоимость годового патента будет равна 180 000 руб. (3 млн руб. x 6%).
Если деятельность ведется через несколько обособленных объектов либо если потенциально возможный к получению годовой доход определен исходя из площади, то размер потенциально возможного к получению годового дохода определяется путем умножения размера установленного потенциально возможного к получению годового дохода на 1 обособленный объект (1 кв. м площади) на общее количество используемых в предпринимательской деятельности обособленных объектов (общий размер площади обособленного объекта) (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-11-10/40).
Налоговым периодом признается календарный год либо срок, на который выдан патент (п. п. 1, 2 ст. 346.49 НК РФ). При прекращении предпринимателем деятельности до окончания срока действия патента налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.45 НК РФ (п. 3 ст. 346.49 НК РФ).
ФНС в Письме от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20217@ напоминает, что согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. В силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Исходя из этих норм законодательства, а также п. 1 ст. 346.51 НК РФ, налоговики делают вывод, что сроком действия патента является период в пределах одного календарного года, начинающийся с любого числа месяца, указанного предпринимателем в заявлении на получение патента, и истекающий в соответствующее число последнего месяца срока.
В силу п. 2 ст. 346.51 НК РФ предпринимателем уплачивается налог по месту постановки его на учет в налоговом органе в следующем порядке:
Обратим внимание, что данной нормой не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное страхование.
Бухгалтерский и налоговый учет и налоговая декларацияСогласно пп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившего в силу также с 01.01.2013, действие этого Закона распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Однако пп. 1 п. 2 ст. 6 указанного Закона определено, что бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством. Поскольку предприниматели - плательщики патентной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет доходов, бухгалтерский учет они могут не вести.
Обязанность ведения налогового учета установлена для них ст. 346.53 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи учет доходов по реализации они ведут в книге учета (отдельно по каждому полученному патенту), форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Согласно п. 6 данного Приказа он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 28.12.2012), начало действия документа - 28.01.2013.
Минфин в Письме "О Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н" разъясняет, что с учетом срока вступления в силу гл. 26.5 НК РФ книги, утвержденные Приказом N 135н, подлежат применению с 1 января 2013 г. Также финансовый орган обращает внимание на то, что согласно Приказу N 135н книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в налоговых органах не заверяются.
Согласно Порядку заполнения книги учета доходов по реализации, утвержденному Приказом Минфина России N 135н, ведут ее предприниматели в хронологической последовательности на основании первичных документов, отражая все хозяйственные операции, связанные с получением доходов от реализации в налоговом периоде (периоде, на который получен патент).
При заполнении книги должны быть обеспечены полнота, непрерывность и достоверность учета доходов от патентной деятельности. Книга может вестись как в бумажном, так и в электронном виде (по окончании налогового периода распечатывается). Она должна быть прошнурована и пронумерована, и на последней странице указано количество содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью и печатью (при наличии) предпринимателя. То же самое касается и книги, которая велась в электронном виде, после того как она распечатывается. На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов. Исправление ошибок в книге должно быть обоснованно и подтверждено подписью и печатью (при ее наличии) предпринимателя с указанием даты исправления. Также нужно помнить, что в книге отражаются только доходы от реализации, полученные от патентной деятельности.
Порядок определения, признания и учета доходов от реализации при патентной системе налогообложения установлен п. п. 2 - 5 ст. 346.53 НК РФ.
Так, дата получения дохода определяется как день:
При использовании покупателем в расчетах векселя датой получения дохода у предпринимателя признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи предпринимателем этого векселя по индоссаменту третьему лицу.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях (пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения доходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Напомним, что данной статьей регламентируются общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами.
Если предприниматель возвращает суммы, ранее полученные в счет предварительной оплаты оказания услуг, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором произведен возврат.
При применении патентной системы налогообложения и осуществлении иных видов деятельности, в отношении которых применяется другой режим налогообложения, предприниматель обязан вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в соответствии с порядком, установленным в рамках соответствующего режима налогообложения (п. 6 ст. 346.53 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, освобождены от представления в налоговые органы налоговой декларации (ст. 346.52 НК РФ).
В соответствии с п. п. 10, 11 ст. 346.43 НК РФ предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не платят:
Другие налоги предприниматели уплачивают в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также исполняют обязанности налоговых агентов, предусмотренные Налоговым кодексом (п. 12 ст. 346.43 НК РФ).
Заметим, что большинство предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в 2013 г., в отношении выплат наемным работникам будут платить страховые взносы по пониженным тарифам, как и некоторые плательщики УСНО. Однако такие льготы не распространяются на виды деятельности, указанные в пп. 19, 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ (п. 14 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В пп. 47, как мы помним, поименованы услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту общепита. Соответственно, страховые взносы по данному виду деятельности придется уплачивать в полном объеме. Льготными тарифами смогут воспользоваться лишь предприниматели, предоставляющие услуги поваров по изготовлению блюд на дому (пп. 31 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы за себя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ). В этом году размер таких взносов вырос значительно.
Названные нормы свидетельствуют о том, что предприниматели, оказывающие услуги общественного питания и желающие перейти на патентную систему налогообложения в этом году, должны сначала "посчитать" налоговую выгоду от такого перехода и сравнить ее с налоговой нагрузкой по иным режимам налогообложения, тем более что теперь еще не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов на обязательное страхование.
* * *
Итак, мы рассмотрели порядок применения предпринимателем патентной системы налогообложения. Полагаем, что представленные разъяснения чиновников норм гл. 26.5 НК РФ помогут индивидуальным предпринимателям разобраться с вопросами, возникающими при применении данного специального режима налогообложения.
Февраль 2013 г.