В соответствии с пунктом 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ (поправки вступили в силу 24 августа 2013 года) в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах местонахождением транспортных средств (кроме морских, речных, воздушных) признается местонахождение (место жительства) собственника имущества.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по местонахождению принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений.
В тот же срок налоговики обязаны выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет транспортного средства (снятии его с учета).
Учитывая, что ранее (до внесения изменений) местонахождение транспортных средств в целях Налогового кодекса РФ определялось по месту их регистрации, данный факт имел определяющее значение для расчета и уплаты транспортного налога.
Как отмечено в письмах Минфина России от 4 сентября 2013 г. № 03-05-05-04/36441 и № 03-05-04-04/36435, Федеральным законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение учета в налоговых органах организаций по местонахождению транспортных средств, которые были поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого закона.
В связи с чем не изменяется и порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по местонахождению транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу указанного закона.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ внесены изменения в статью 362 Налогового кодекса РФ. Собственникам дорогостоящих машин с 2014 года придется нести дополнительные затраты.
Транспортный налог по легковым автомобилям стоимостью от 3 000 000 руб. и выше будет исчисляться с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) и зависеть от года выпуска конкретного автомобиля.
При этом перечень дорогостоящих автомобилей должен ежегодно размещаться на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта.
Напомним: вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют конкретную ставку налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. А в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно уменьшение размера налоговых ставок не ограничено.
Причем допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
При этом, как отмечено в письме Минфина России от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41282, вопросы введения или отмены транспортного налога на территории региона, снижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
За регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, отвечает ГИБДД (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). За регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее и не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, – Гостехнадзор.
Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2013 г. № 30048).
Примечание. Административный регламент действует с 15 октября 2013 года.
Новый регламент существенно упрощает порядок государственной регистрации транспортных средств. Им, в частности, установлено, что физические и юридические лица могут регистрироваться в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции. Максимальное время ожидания в очереди сокращено до 15 минут. При этом суммарный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 60 минут с момента приема сотрудником заявления и необходимого комплекта документов с учетом режима работы соответствующего подразделения ГИБДД.
Новым регламентом предусмотрена возможность изготовления дубликатов утраченных автомобильных номеров.
Кроме того, больше не требуется снимать транспортное средство с учета в ГИБДД перед продажей – теперь это будет происходить автоматически при его регистрации новым владельцем.
Процедура получения регистрационных знаков «Транзит» также упрощена. Причем она будет производиться только в отношении транспортных средств, убывающих за пределы России.
Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Причем, как подчеркнуто в письме ФНС России от 28 августа 2013 г. № БС-3-11/3076@, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не его фактического использования.
Эту позицию разделяют и судьи. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 15 декабря 2011 г. № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457 разъяснил, что из системного толкования норм главы 28 Налогового кодекса РФ следует, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем госоргане не освобождает налогоплательщика, на которого оно зарегистрировано, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Поскольку в силу положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта обложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
В случае регистрации (снятия с учета) транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета в течение одного календарного месяца указанный месяц считается одним полным месяцем.
Таким образом, по мнению чиновников Минфина России (письма от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41284, от 19 августа 2013 г. № 03-05-06-04/33827), определяющим фактором для исчисления суммы налога в отношении транспортного средства, которое в течение налогового периода (то есть календарного года) ставилось и (или) снималось с учета, является количество полных месяцев в этом налоговом периоде, в течение которых данное средство было зарегистрировано за тем или иным налогоплательщиком. Поэтому при смене в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых это средство было зарегистрировано на каждого из них.
Транспортные средства временно (на срок лизинга) могут быть зарегистрированы на лизингополучателей. Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, это влечет обязанность уплаты транспортного налога именно лизингополучателями. Поскольку, как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 марта 2013 г. по делу № А65-18785/2012, законодатель не ставит определение субъекта уплаты транспортного налога в зависимость от того, кто является балансодержателем таких транспортных средств, а связывает с тем, на кого они зарегистрированы.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено налоговым законодательством в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Других оснований для прекращения начисления транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Следовательно, взимание налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия средства с учета в регистрирующих органах.
Такой вывод содержится в письме Минфина России от 29 июля 2013 г. № 03-05-06-04/30032.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске. Правда, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Таким образом, взимание налога в отношении транспорта, числящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон.
Документом, подтверждающим факт угона (кражи) транспортного средства, является справка об угоне (краже) транспортного средства, выданная органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Данный документ выдается лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство, затем владелец транспортного средства представляет справку в налоговый орган.
Как считают специалисты Минфина России (письмо от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382) при отсутствии такой справки подтверждающим факт угона документом может являться справка о возбуждении уголовного дела. Согласно статье 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о совершении преступления. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания (дознаватель, следователь, руководитель следственного органа) принимает решение о возбуждении уголовного дела, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела.
А вот само заявление об угоне не признается подтверждающим документом. По мнению судей, заявление (даже в совокупности с уведомлением о его принятии) фактически носит односторонний характер. Поскольку свидетельствует лишь о намерении заявителя установить (либо опровергнуть) в законном порядке факт выбытия из его владения транспортного средства. Вместе с тем само по себе заявление не свидетельствует о реальности факта угона, как и не подтверждает достоверность сведений, послуживших основанием для обращения указанного лица с данным заявлением. К такому выводу пришли судьи трех инстанций: первой, апелляционной и кассационной (постановление ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. № Ф09-6557/13).
Обратите внимание! Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).
Октябрь 2013 г.