Закон не запрещает продавцам торговать со скидками, причем особое значение имеют скидки маркетинговые, в числе которых принято рассматривать и вознаграждение, выплачиваемое продавцом покупателю товаров за оказание последним рекламных и иных услуг в интересах продавца.
Как следует из положений гл. 30 ГК РФ, по договору купли-продажи продавец обязан передать товар в собственность покупателю, который, в свою очередь, обязан принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор купли-продажи - это всегда двусторонняя сделка, сторонами которой выступают продавец и покупатель товара, и договор считается заключенным тогда, когда стороны договорятся по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ) предусматривает, что продавец и покупатель вправе предусмотреть в своем соглашении любое условие, не противоречащее закону. Предоставление скидок законом не запрещено. Поэтому продавец и покупатель вправе предусмотреть условие о предоставлении скидки в своем договоре. Такая форма поощрения должна предоставляться продавцом товара взамен совершения покупателем определенных действий. Например:
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Факт оказания услуг должен быть подтвержден документом - как правило, это акт, подписываемый заказчиком и исполнителем.
Отметим, что включение в договор условия о предоставлении скидки за оказание услуг по рекламе или иных услуг, оказываемых покупателем товаров в интересах продавца, не запрещено - в части непродовольственных товаров.
Примечание. Часто скидка предоставляется взамен оказания покупателем маркетинговых, рекламных или иных услуг, связанных с продвижением товара на рынке. Строго говоря, в данном случае имеет место скорее не скидка, а возмездное оказание услуг на основании договора купли-продажи, который содержит элементы возмездного оказания услуг. На это, кстати сказать, указывает и судебная практика (Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2011 N КА-А40/7132-11-2).
Если речь идет о продовольственных товарах, то включение в договор купли-продажи или поставки подобного условия может привести к негативным последствиям.
Статья 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (п. 11) предусматривает, что услуги по рекламе, маркетингу и иные подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться продавцам торговыми сетями исключительно на основании отдельных договоров возмездного оказания услуг.
Не допускается включение в договор поставки продовольственных товаров условий:
Не допускается заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (п. 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ).
Примечание. С учетом того что скидка за услуги, оказанные в интересах продавца, рассматривается как плата за оказанные услуги, на свои услуги покупатель обязан выставить продавцу счет-фактуру и предъявить ему сумму НДС к уплате. На основании этого документа продавец товаров сможет воспользоваться вычетом по сумме НДС.
Таким образом, при поставках продовольственных товаров в розничную торговую сеть оказывать услуги по рекламе, маркетингу, продвижению товаров и так далее покупатель может лишь на основании отдельного договора. Пренебрегать этим запретом небезопасно, поскольку данные расходы продавца будут рассматриваться в качестве расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, на что указывали и финансисты (Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85). Конечно, можно поспорить с этим выводом, поскольку Закон N 381-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о рекламе, маркетинге или оказании иных услуг в интересах продавца само по себе не может являться основанием к тому, что такие расходы продавца не могут учитываться им для целей налогообложения. Однако с учетом того, что минфиновцы высказались по этому вопросу вполне определенно, велик риск непризнания таких расходов для целей налогообложения.
Кроме того, включение подобного условия в договор приведет и к мерам административной ответственности, установленным ст. 14.42 "Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности" КоАП РФ. За подобные действия указанная статья КоАП РФ предусматривает штраф в размере:
Рассмотрим теперь финансовые вопросы, касающиеся скидок, предоставляемых продавцом товаров в качестве вознаграждения за услуги, оказанные покупателем. Минфин России в Письме от 13.11.2010 N 03-07-11/436 указал, что предоставление скидки в виде вознаграждения за оказанные услуги возможно двумя способами:
Это не совсем логично, поскольку скидка представляет собой условие именно о снижении базовой цены товара. Скидка не может не влиять на цену сделки. Если цена товара остается неизменной, то логичнее говорить о вознаграждении покупателю.
Так или иначе, деловая практика складывается таким образом, что "скидка" предоставляется без изменения цены товаров, тем более что учесть данную скидку для целей налогообложения продавец может на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в качестве внереализационных расходов.
При предоставлении такой "скидки" нет необходимости:
Для признания скидки налогооблагаемым расходом необходимо, чтобы:
Февраль 2013 г.