Включается ли месяц, в котором куплен (продан) автомобиль в течение налогового периода при расчете транспортного налога?
Комментарий к Письму Минфина России от 25 августа 2015 г. N 03-05-06-04/48944
Плательщиками транспортного налога согласно ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 358 Кодекса таковыми являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, приведен в п. 2 ст. 358 Кодекса. К ним, в частности, отнесены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через собес; тракторы, самоходные комбайны всех марок, транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, и т.д.
Итак, уплата транспортного налога напрямую связана с фактом регистрации автомобиля. Согласно п. 2 ст. 362 Кодекса сумма налога по итогам налогового периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. При этом п. 3 названной статьи Кодекса предусмотрена особенность исчисления налога для случаев, когда регистрация или снятие автомобиля с учета происходит посреди налогового периода (календарного года). В таких ситуациях транспортный налог исчисляется с применением понижающего коэффициента. Таковой рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Причем месяц регистрации автомобиля, а также месяц снятия его с учета принимаются за полный месяц. И из данного правила есть только одно исключение - оно касается случаев, когда автомобиль регистрируется и снимается с учета одним и тем же налогоплательщиком в течение одного календарного месяца. В этом случае этот месяц принимается для целей налогообложения как один полный месяц.
Таким образом, в случае смены в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых оно было зарегистрировано на каждого из них. И если месяц снятия авто с учета с бывшего владельца и регистрация на нового произошли в одном месяце, то налог за этот месяц придется уплатить обоим. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от 25 августа 2015 г. N 03-05-06-04/48944. Причем, по мнению чиновников, в данном случае ни о каком двойном налогообложении речи не идет. Ведь налогоплательщики-то разные.
Надо сказать, что представители Минфина и ранее давали аналогичные разъяснения (см. Письма Минфина России от 19 августа 2013 г. N 03-05-06-04/33827, от 20 ноября 2013 г. N 03-05-06-04/49750, от 4 октября 2013 г. N 03-05-06-04/41284, от 18 октября 2011 г. N 03-05-06-04/298, от 7 октября 2010 г. N 03-05-06-04/240 и т.д.). Учитывая экономическую обстановку в стране, в ближайшей перспективе в этой части вряд ли что-либо изменится. Ведь взимание налога дважды с одного объекта налогообложения (пусть и с разных налогоплательщиков), безусловно, бюджету только на пользу. А если принять во внимание, сколько сделок купли-продажи автомобилей заключается ежедневно, очень сомнительно, что законодатель пойдет на то, чтобы отказаться от подобного бонуса.
Октябрь 2015 г.