Помимо обязанности исчислить налог, налогоплательщик обязан правильно и в установленный срок уплатить этот налог.
Если говорить о сроках уплаты налогов, то эти сроки устанавливаются применительно к каждому налогу. Например: согласно ч. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Указание "не позднее 20-го числа" влечет необходимость исполнить обязанность по уплате до 24 часов 20-го числа.
НК РФ может содержать следующие формулировки: "Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период" (п. 1 ст. 287 НК РФ). Это означает, что срок уплаты налога совпадает с установленным сроком, соответствующей статьей, для подачи налоговых деклараций.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 19 июня 2009 г. по делу N А54-5029/2008 указано, что налоговый орган не доказал факт направления уведомления предпринимателю. Требование налогового органа об уплате налога признано недействительным.
При уплате налога или авансовых платежей с нарушением срока уплаты налогоплательщику начисляются пени (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 58 НК РФ). Кроме того, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. При этом нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). В связи с этим в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
Необходимо отметить, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ). Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. При этом, как установлено п. 1 ст. 61 НК РФ, изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Следует обратить внимание, что правила изменения установленного срока уплаты налога не распространяются на налоговых агентов, на это прямо указано в п. 9 ст. 61 НК РФ.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного кредита. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена также по уплате пени и штрафа.
Однако срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (ст. 62 НК РФ):
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.
Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, подает в орган, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении сроков уплаты налога, соответствующее заявление. Причем одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки может быть подано заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
На сумму отсроченного или рассроченного налога начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. В случае если налогоплательщику был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; непредоставления (несвоевременного предоставления) бюджетных ассигнований и (или) иных случаях, перечисленных в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.
Помимо правильного определения срока уплаты налога, налог должен быть уплачен в том порядке, при котором он считается уплаченным.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога (п. 5 ст. 45 НК РФ).
Как правило, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. Однако НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. В связи с этим в п. 3 ст. 45 НК РФ закреплены семь условий, при которых обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
При этом необходимо обратить внимание на Постановление ФАС Центрального округа от 30 марта 2012 г. по делу N А64-6030/2010, в котором указано, что исполнение обязанности по уплате земельного налога не ставится в зависимость от правильного указания ИНН и КПП, поскольку согласно ст. 346.22 НК РФ суммы налога зачисляются на счета Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. по делу N А32-28465/2011 также указано, что исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК в платежном документе при наличии в поле "наименование платежа" расшифровки налога и периода, за который он уплачен.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. по делу N А35-1973/2011 отмечено, что допущенная налогоплательщиком ошибка при определении места уплаты налога на доходы физических лиц не повлекла неперечисления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации и не может быть отнесена к установленным п. 4 ст. 45 НК РФ основаниям полагать налог неуплаченным;
2) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
3) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
4) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога. Здесь следует отметить, что платежные поручения налогоплательщика на уплату сумм налога и решения налогового органа о проведении зачета признаются равнозначными способами уплаты налога;
6) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;
7) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Одновременно в п. 4 ст. 45 НК РФ содержатся пять случаев, при наличии которых обязанность по уплате налога не признается исполненной:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которому открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Прекращение обязанности по уплате налога. Пункт 3 ст. 44 НК РФ содержит четыре условия, с наличием которых обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков.
Отметим здесь следующее. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П, конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственности за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком, в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, может осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанности клиентов кредитных учреждений проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций при открытии счетов, направлении платежных поручений либо в каких-то иных случаях. Поэтому сам по себе факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности клиента банка (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 8 февраля 2012 г. по делу N А54-1059/2011);
2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Здесь отметим три момента:
Действия налогоплательщика при обнаружении ошибки в оформлении поручения на уплату налога. При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Налоговый орган либо сам налогоплательщик может предложить провести совместную сверку уплаченных налогоплательщиком налогов. По результатам сверки оформляется акт, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Заявления налогоплательщика и акт совместной сверки расчетов по налогам (если такая совместная сверка проводилась) являются для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, причем что важно: на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Особенности исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица. Как установлено ст. 50 НК РФ, обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в следующем порядке:
Особенности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации. Особенности исполнения обязанности по уплате налоговых платежей при ликвидации организации изложены в ст. 49 НК РФ.
По общем правилам, установленным п. 1 ст. 49 НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Однако денежных средств ликвидируемой организации может быть недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов. В этом случае п. 2 ст. 49 НК РФ предписывает обязанность по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов исполнить учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Пределы погашения задолженности учредителями (участниками) организации установлены не только налоговым, но и гражданским законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении п. 2 ст. 49 НК РФ судам необходимо учитывать следующее: поскольку законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, взыскание налогов, штрафов, пеней возможно только в случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Каких-либо особых правил для предъявления имеющейся задолженности налоговыми органами ликвидируемому юридическому лицу действующее законодательство не содержит. Несоблюдение определенных законодательством срока и порядка предъявления требований как до ликвидации, так и при ликвидации организации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
Рассмотрим три правила предъявления требований о взыскании не погашенной налогоплательщиком-организацией задолженности по налогам, штрафам, пеням с учредителей (участников) этой организации.
1. Налоговый орган имеет право требовать погашения задолженности учредителями (участниками) организации только при ликвидации этой организации. Иных норм налоговое законодательство не содержит.
К примеру, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26 марта 2012 г. по делу N А45-6115/2011 указано, что возможность ответственности учредителя организации в налоговых правоотношениях наступает при ликвидации организации, доказательств ликвидации не представлено.
2. Налоговый орган имеет право требовать с учредителей (участников) организации погашения остающейся (а не той, которая существует) не уплаченной юридическим лицом задолженности по налогам, штрафам и пеням после того, как будут исчерпаны все возможности взыскания неуплаченных сумм за счет собственного имущества налогоплательщика.
В качестве условия обращения с соответствующим требованием к субсидиарному должнику ст. 399 ГК РФ устанавливает обязательное обращение с требованием к основному должнику. Право на обращение к субсидиарному должнику наступает, в случае если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора. Причем, если право на взыскание недоимки, штрафа и пеней утрачено, обязанность по погашению задолженности ликвидируемого юридического лица не может быть возложена на его учредителя (см., к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 7 сентября 2010 г. N Ф09-7139/10-С3 по делу N А07-7354/2010).
Следует также обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2007 г. N 8241/07, в котором указано, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
3. Ответственность учредителей (участников) по долгам организации должна быть прямо предусмотрена законодательством.
На основании ст. 56 ГК РФ юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, в том числе налоговым.
Гражданское законодательство устанавливает исключительные случаи, когда ответственность по обязательствам юридического лица может быть возложена на иных лиц, а именно:
Подводя итог, отметим, что налогоплательщик обязан правильно и в установленный срок уплатить этот налог. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица, однако при реорганизации юридического лица уплата налога (пени, штрафа) производится с особенностями, установленными ст. 50 НК РФ.
В ст. 45 НК РФ определены условия, при которых обязанность по уплате налога считается исполненной, налог считается уплаченным, а также обстоятельства, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильного указания ИНН и КПП; КБК при наличии в поле "наименование платежа" расшифровки налога и периода, за который он уплачен.
Во избежание лишних споров с налоговыми органами при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога (не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства) налогоплательщику следует подать в налоговый орган заявление об уточнении платежа.
К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания