Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, могут быть приняты к вычету, если (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
Для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, необходим документ, подтверждающий фактическую уплату сумм налога при их ввозе.
Примечание. Плательщику НДС по итогам каждого квартала надлежит исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Определяется же она как разность между общей суммой НДС, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, и величиной налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Если в налоговом периоде налогоплательщиком совершены определенные действия (операции), которые обязывают его согласно нормам гл. 21 НК РФ восстановить ранее принятые суммы НДС, то полученная разность увеличивается на суммы восстановленного налога (п. 1 ст. 173 НК РФ).
Как только будут выполнены в совокупности приведенные выше требования, у налогоплательщика появляется право на вычет "входного" НДС по соответствующей сделке. При этом финансисты настойчиво рекомендуют принимать вычет в квартале, в котором получен счет-фактура (Письма Минфина России от 03.05.2012 N 03-07-11/132, от 03.02.2011 N 03-07-09/02).
Но вполне возможно, что по итогам налогового периода совокупность налоговых вычетов превысит общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Получаемая в таком случае разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
Напомним, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, путем осуществления камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
По окончании проверки в течение семи рабочих дней фискалы обязаны принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при ее проведении не были выявлены нарушения законодательства РФ о налогах и сборах.
В случае же выявления в ходе проведения указанной проверки нарушений законодательства уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть оформлен акт налоговой проверки по установленной форме. Порядок его составления определен ст. 100 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается еще:
При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
При отсутствии же у налогоплательщика недоимки по НДС и иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам рассматриваемая сумма налога возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.
Решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Превышение совокупности вычетов над суммой НДС, исчисленной по налогооблагаемым операциям, как видим, является основанием для зачета и возврата НДС из бюджета. При отсутствии в каком-либо периоде у налогоплательщика объектов налогообложения сумма НДС, исчисленная в соответствии с упомянутой ст. 166 НК РФ, будет равна нулю. Получаемую в этом случае отрицательную разницу (между нулевым значением налога и суммой налоговых вычетов), казалось бы, логично возместить налогоплательщику. Однако чиновники до недавнего времени придерживались иной точки зрения.
С момента введения в действие гл. 21 НК РФ, на их взгляд, помимо приведенных выше обязательных требований для получения налогового вычета существовало еще одно: только сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ к уплате в бюджет, может быть уменьшена на совокупность налоговых вычетов.
Общая сумма НДС, как было сказано выше, определяется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ).
Получаемое нулевое значение общей суммы НДС при отсутствии перечисленных выше операций, а также изменений, увеличивающих или уменьшающих облагаемую базу, квалифицировалось налоговиками как неисчисление налогоплательщиком в налоговом периоде налоговой базы по НДС. Такое неисчисление, на их взгляд, и приводило к невозможности принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), имущественных прав.
На основании этого они делали вывод, что применение налоговых вычетов при отсутствии у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде суммы НДС, исчисленной к уплате в бюджет в соответствии со ст. 166 НК РФ, законодательством не предусмотрено. Исходя из этого налогоплательщик не имел права в каком-либо налоговом периоде на вычет сумм НДС в случае отсутствия у него в текущем налоговом периоде операций, облагаемых рассматриваемым налогом, и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих налоговую базу, и, соответственно, сумм налога, исчисленных с таких операций (Письмо ФНС России от 01.11.2004 N 03-1-09/2248/16).
Вслед за налоговиками к такой точке зрения пришли и финансисты. Так, из Письма Минфина России от 21.12.2004 N 03-04-11/228 следовало, что у налогоплательщика, который в налоговом периоде налоговую базу по НДС не исчислял, оснований для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) (на тот момент для принятия вычета существовало требование по уплате НДС), нет. В связи с этим чиновники рекомендовали указанные налоговые вычеты производить не ранее того налогового периода, в котором возникает облагаемая база по налогу.
В дальнейшем, несмотря на многочисленные обращения налогоплательщиков за разъяснениями по данному вопросу, финансовое ведомство свою точку зрения не меняло (Письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-07-14/124, от 08.12.2010 N 03-07-11/479, от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 02.09.2008 N 07-05-06/191, от 30.03.2007 N 03-06-06-06/4). Данную позицию финансисты распространили и на налоговых агентов (Письмо Минфина России от 04.02.2011 N 03-07-08/37).
Налоговики также продолжали настаивать на том, что только сумма НДС, исчисленная на основании ст. 166 НК РФ и подлежащая уплате в бюджет, может быть уменьшена на совокупность налоговых вычетов. При отсутствии же у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде налоговой базы (исчисленной суммы НДС) применение вычетов, по их мнению, законодательством не предусматривалось (Письма УФНС России по г. Москве от 09.12.2009 N 16-15/130771, от 04.12.2009 N 16-15/128328, от 03.08.2009 N 16-15/079270).
С середины прошлого десятилетия правоприменительная практика, несмотря на категоричность контролирующих органов, начала складываться в пользу налогоплательщиков. Этому, скорее всего, поспособствовало Постановление Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05. Высшие судьи поддержали позицию апелляционной инстанции, которая несколько скептически отнеслась к доводам налоговиков о неправомерном предъявлении к вычету суммы НДС в связи с отсутствием у плательщика объекта обложения налогом. При этом они подчеркнули, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация же товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Вывод судов первой и кассационной инстанций о том, что объект налогообложения образуется в момент передачи товаров (работ, услуг) и суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), подлежат возмещению в отчетном периоде, когда возникает дата реализации (выполнения) этих работ, высшие судьи признали ошибочным, поскольку объектом налогообложения являются "операции по реализации", представляющие собой протяженную во времени деятельность, направленную на реализацию (непосредственную передачу) товаров, результатов выполненных работ и услуг. В силу ст. 167 НК РФ с моментом реализации связано возникновение обязанности налогоплательщика исчислить налоговую базу и обязанности уплатить с этой базы налог.
Арбитражные суды, руководствуясь выводами, изложенными в указанном Постановлении Президиума ВАС РФ N 14996/05, как нормой права, неоднократно констатировали, что нормы ст. ст. 171 - 173 и 176 НК РФ не ставят налоговый вычет по НДС в зависимость от фактического исчисления налога по операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги).
Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу приведенных норм гл. 21 НК РФ условием для применения налоговых вычетов. Отсутствие у налогоплательщика объекта обложения НДС в налоговом периоде само по себе не свидетельствует о том, что имущество приобретено им не для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2012 N А21-4352/2011).
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2011 N А56-60826/2010 вновь подтверждается, что право налогоплательщика и порядок применения налоговых вычетов установлены ст. ст. 171 - 172 НК РФ. Для реализации же этого права не предусматривается такое условие, как обязательное наличие у налогоплательщика в спорном налоговом периоде объектов налогообложения.
Судьи ФАС Поволжского округа, сославшись на указанное Постановление Президиума ВАС РФ N 14996/05, подчеркнули, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов (Постановление ФАС Поволжского округа от 24.06.2011 N А65-24305/2010).
Эти же судьи в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 N А57-2123/2007-35 указали, что отсутствие у налогоплательщика обязанности по уплате налога в связи с отсутствием налогооблагаемой базы в конкретный налоговый период не может являться основанием для доначисления к уплате сумм налога, заявленных к возмещению.
Аргументы о том, что нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления НДС по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги), и реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов, неоднократно приводились судьями ФАС Московского округа при признании неправомерности действий налоговых органов, отказывающих налогоплательщику в возмещении налога (Постановления ФАС Московского округа от 24.10.2012 N А40-12841/12-107-62, от 24.11.2011 N А40-16768/11-91-79, от 26.01.2011 N КА-А40/17935-10).
Подчеркнув, что право на налоговые вычеты у налогоплательщика возникает в том налоговом периоде, когда выполнены все обязательные условия, необходимые для возникновения права на налоговый вычет, судьи ФАС Московского округа (Постановление от 01.09.2011 N КА-А41/9789-11) признали вывод налогового органа о том, что объект налогообложения образуется в момент передачи товаров (работ, услуг) и суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), подлежат возмещению в отчетном периоде, когда возникает дата реализации (выполнения) этих работ, ошибочным, повторив при этом тезисы из Постановления ВАС РФ N 14996/05:
Аналогичные выводы в схожих обстоятельствах сделаны судьями:
При этом в Постановлении N А32-12428/2008 судьи ФАС Северо-Кавказского округа подчеркнули, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Изложенное судьями совпадает с позицией Президиума ВАС РФ, приведенной в Постановлении от 26.04.2011 N 23/11. Высшие судьи при этом указали, что недекларирование налоговых вычетов и непредставление инспекции в ходе налоговой проверки документов, подтверждающих вычеты, не лишают налогоплательщиков права на их применение в последующем при соблюдении условий, установленных ст. ст. 171 - 173 НК РФ.
Арбитражная практика, как видим, благоволит плательщикам НДС. Возможно, именно это и сподвигло чиновников на изменение своего мнения. И первой это в начале прошлого года сделала ФНС России в Письме от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@.
Вначале руководство налоговой службы перечислило необходимые условия для применения налоговых вычетов за истекший налоговый период:
Только при выполнении вышеперечисленных условий налогоплательщик вправе в соответствующем налоговом периоде принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Напомнили фискалы и о том, что вопрос применения вычетов по НДС при отсутствии в текущем налоговом периоде налогооблагаемых операций являлся предметом и основанием исследования Президиума ВАС РФ в упомянутом Постановлении N 14996/05. При этом высшие судьи подтвердили право налогоплательщиков на налоговый вычет при выполнении указанных выше условий.
На основании этого был сделан вывод о возможности заявления налогоплательщиком к вычету совокупности сумм НДС, предъявленных ему при приобретении в истекшем налоговом периоде товаров (работ, услуг), которые указаны в представляемой налоговой декларации, при отсутствии налогооблагаемых операций.
Не обошлись в Письме налоговики и без напоминания налогоплательщику о ждущей его в таком случае проверке.
Превышающая по итогам налогового периода разница между совокупностью налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению (зачету, возврату) в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. Если же при проведении камеральной налоговой проверки будут выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
В Письме налоговая служба высказалась и о возможности применения вычетов по НДС в налоговом периоде, следующем за налоговым периодом, в котором были выполнены условия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ. Фискалы предложили в таких случаях подавать уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором были выполнены необходимые условия. На основании же нормы п. 2 ст. 173 НК РФ при превышении совокупности налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде общей суммы НДС, исчисленной в соответствии со ст. 166 НК РФ, положительная разница между ними подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В конце же прошлого года Минфин России рассмотрел обращение налоговой службы о согласовании позиции, соответствующей выводу все того же Постановления Президиума ВАС РФ N 14996/05, по вопросу применения вычетов НДС при отсутствии налоговой базы в налоговом периоде (Письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148).
С целью исключения налоговых споров по вопросу возможности принятия вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) при отсутствии исчисления НДС по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги), и реализации товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде министерство посчитало целесообразным руководствоваться Постановлением Президиума ВАС РФ N 14996/05, на основании которого отсутствие налоговой базы по НДС в соответствующем налоговом периоде не должно являться причиной для отказа в принятии налога к вычету.
Данное Письмо Минфина России Письмом ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20687@ доведено до сведения территориальных налоговых органов и представлено налогоплательщикам. Помимо этого, оба Письма размещены на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".
Признав правомерность применения налогового вычета в отсутствие налогооблагаемых операций, финансисты при этом предложили налоговикам обращать внимание на следующее. Принятие к вычету НДС при отсутствии налоговой базы может спровоцировать недобросовестных налогоплательщиков на злоупотребления путем ликвидации организаций после получения вычетов налога, уплаченного при приобретении товаров, не используемых в деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налогообложения. Поэтому при осуществлении налогового контроля следует обращать особое внимание на применение налоговых вычетов в крупных суммах в отсутствие налоговой базы, чтобы максимально избежать подобных злоупотреблений. Как именно осуществлять это особое внимание, Минфин России при этом не уточнил.
Финансисты оставляют налогоплательщику право пользования ранее изданными разъяснениями министерства о возможности переноса налоговых вычетов из налоговых периодов, в которых не исчислялась налоговая база по НДС, в налоговые периоды, в которых она возникала. Выявление фискалами как при камеральных проверках налоговых деклараций, так и при выездных таких случаев не должны являться основанием для отказа в принятии к вычету налога.
В общем случае ст. 172 НК РФ, устанавливающая порядок применения вычетов, не исключает возможности применения вычета НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены и поставлены на учет. Поэтому вычет можно заявить и в периодах, следующих за тем, в котором возникло право на него, при соблюдении трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 9282/11, от 15.06.2010 N 2217/10).
В случае если налогоплательщиком решение об использовании налогового вычета по приобретенным товарам (работам, услугам) для операций, подлежащих обложению НДС, принято в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором данные товары (работы, услуги) были приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур, то право на вычет налога по этим товарам (работам, услугам), по мнению финансистов, возникает в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету на основании первичных учетных документов и при наличии счетов-фактур. Поэтому в данном случае налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений п. 2 ст. 173 НК РФ такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право (Письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-07-11/3784, от 31.10.2012 N 03-07-05/55).
О необходимости представления уточненной налоговой декларации по НДС в таких случаях ФНС России поведала в Письме от 30.03.2012 N ЕД-3-3/1057@.
Президиум ВАС РФ же в Постановлении от 30.06.2009 N 692/09 указал, что само по себе то обстоятельство, что налогоплательщик заявил налоговые вычеты в налоговой декларации за иной налоговый период, а не представил уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду. Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Как видим, теперь плательщикам НДС, которые попытаются принять в каком-либо налоговом периоде к вычету совокупность сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), в случае отсутствия у них в текущем налоговом периоде операций, облагаемых рассматриваемым налогом, и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих налоговую базу, и, соответственно, сумм налога, исчисленных с таких операций, все же не следует опасаться каких-либо препятствий со стороны проверяющих. Отказать в налоговом вычете они могут лишь при выявлении существенных нарушений установленного в ст. ст. 171 - 172 НК РФ порядка, а не по формальным причинам. Остается надеяться, что в ближайшем будущем споры между налогоплательщиками и фискалами по рассматриваемому вопросу сойдут на нет.
Ну и последнее. В упомянутом Письме Минфина России N 03-07-15/148 неявно прозвучало обращение к законодателю. Принятие к вычету сумм уплаченного НДС поставщикам товаров (работ, услуг) в налоговом периоде, в котором не исчисляется налоговая база по НДС, по мнению финансистов, создает для налогоплательщиков, применяющих ненулевые налоговые ставки, более выгодные условия по сравнению с налогоплательщиками, применяющими нулевую ставку НДС, поскольку у последних право на применение налоговых вычетов возникает только после подтверждения факта экспорта товара, а не после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).
Напомним, что налогоплательщики-экспортеры вычеты по НДС, предусмотренные п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ в отношении экспортных операций, могут произвести лишь после того, как представят в налоговую инспекцию пакет документов, перечень которых приведен в ст. 165 НК РФ. Названные нормы устанавливают специальный порядок принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, облагаемых по ставке 0%. Похоже, финансисты желают видеть подобный специальный порядок и для случая принятия вычета по НДС при отсутствии облагаемой базы по налогу в налоговом периоде.
Июнь 2013 г.