С 1 января 2013 г. при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применяется Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Документ устанавливает, в частности, коды бюджетной классификации доходов бюджетов, в т.ч. те, которые необходимо указывать при внесении налоговых платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Обновленные данные подлежат применению в платежных документах, оформленных начиная с 1 января 2013 г. Перечислим КБК доходов бюджетов, главными администраторами которых являются ФНС России и ПФР, изменившиеся с 2013 г. (см. табл. 1). Кроме того, таблица КБК дополнена рядом новых кодов, что связано в первую очередь с новшествами налогового законодательства (введением патентной системы налогообложения, установлением новых тарифов отчислений на обязательное пенсионное страхование и т.д.) (см. табл. 2). Разряды 14 - 17 КБК отражают код подвида доходов бюджета. Вместо нулей при заполнении платежного поручения необходимо указывать:
Таблица 1
КБК доходов бюджета
Классификация доходов бюджетов в 2012 г. |
Классификация доходов бюджетов в 2013 г. |
||
Код |
Наименование |
Код |
Наименование |
182 1 04 02012 01 0000 110 |
Акцизы на спирт |
182 1 04 02012 01 0000 110 |
Акцизы на |
182 1 04 02013 01 0000 110 |
Акцизы на |
||
182 1 05 01040 02 0000 110 |
Налог, |
182 1 09 11000 02 0000 110 |
Налог, взимаемый |
182 1 05 01041 02 0000 110 |
Налог, |
182 1 09 11010 02 0000 110 |
Налог, взимаемый |
182 1 05 01042 02 0000 110 |
Налог, |
182 1 09 11020 02 0000 110 |
Налог, взимаемый |
392 1 02 02110 06 0000 160 |
Страховые |
392 1 02 02100 06 0000 160 |
Страховые взносы |
Таблица 2
Коды бюджетной классификации, введенные с 2013 года
Назначение кода |
КБК |
Наименование кода |
Для ИП, |
182 1 05 04010 02 1000 110 |
Налог, взимаемый в связи с |
182 1 05 04020 02 1000 110 |
Налог, взимаемый в связи с |
|
Для уплаты |
392 1 02 02131 06 0000 160 |
Страховые взносы |
392 1 02 02132 06 0000 160 |
Страховые взносы |
|
Для уплаты |
392 1 02 02140 06 0000 160 |
Страховые взносы |
392 1 02 02150 06 0000 160 |
Страховые взносы |
|
Для погашения |
392 1 02 02031 06 0000 160 |
Страховые взносы |
392 1 02 02032 06 0000 160 |
Страховые взносы |
Некоторые министерства и ведомства выпустили документы, разъясняющие применение КБК согласно Приказу N 171н. Среди них:
Если при внесении платежей в бюджетную систему РФ налогоплательщик (страхователь) допустит ошибку при указании КБК (в т.ч., спутав прежний код с новым, впишет устаревший), промах необходимо исправить.
Указание неверного КБК, согласно п. 4 ст. 45 НК РФ, не влечет признания обязанности по уплате налога неисполненной. К такому эффекту привели бы лишь две ошибки в платежном поручении: указание неверного номера счета Федерального казначейства и/или наименования банка получателя.
Другими словами, при ошибке в указании КБК в платежном поручении не обязательно, хотя и желательно во избежание дальнейших разночтений обратиться в ИФНС по месту учета с заявлением об уточнении платежа. До принятия решения налоговым органом об уточнении платежа по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка перечисленных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом начисленные пени пересчитываются за период со дня фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (см., например, Письма Минфина России от 29.12.2011 N 03-02-08/132, ФНС России от 22.12.2011 N ЗН-4-1/21889).
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган должен уведомить налогоплательщика в течение пяти рабочих дней после принятия данного решения. Приказом ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ утверждена форма решения об уточнении платежа. Аналогичные правила применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов (п. 8 ст. 45 НК РФ). В части уплаты социальных страховых взносов действует несколько иной порядок. В отличие от нормы НК РФ п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусматривает, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Обратите внимание! При обнаружении налогоплательщиком (налоговым агентом) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе (но не обязан) подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Это правило п. 7 ст. 45 НК РФ.
Исходя из этой формулировки, контролирующий орган делает вывод, что, если КБК так и не уточнен к моменту проверки, у плательщика страховых взносов имеется недоимка.
Суды отмечают следующее: указание только неверного КБК само по себе (если номер счета вписан верно) не приводит к неперечислению суммы платежа на счет фонда, следовательно, недоимка не образуется (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 26.04.2011 по делу N А12-17205/2010 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 06.07.2011 N ВАС-8045/11), ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2011 по делу N А78-9383/2010 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 11.11.2011 N ВАС-14234/11), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2011 по делу N А78-9234/2010 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 23.11.2011 N ВАС-14599/11), ФАС Центрального округа от 30.08.2011 по делу N А14-11772/10/357/23 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 29.12.2011 N ВАС-16899/11) и др.).
Тем не менее во внесудебном порядке доказать свою правоту страхователям не удается. Даже если исходить из того, что неверное указание КБК не приводит само по себе к признанию обязанности по уплате взносов неисполненной, возможность подачи заявления для уточнения платежа прямо предусмотрена ч. 8 ст. 18 Закона N 212-ФЗ.
Рекомендуемая форма заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном документе (поручении) предложена страхователям в Письме ПФР от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445.
Фонд рассматривает заявление в порядке ч. 9 - 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ и при положительном решении осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа. О принятом решении орган ПФР обязан уведомить страхователя в течение пяти рабочих дней после принятия данного решения.
Май 2013 г.