Довольно часто возникает необходимость произвести выемку документов, которые находятся не в офисе или производственном помещении, а в квартире. Очевидно, что при таких условиях налогоплательщик, как правило, добровольно отказывается выдать требуемое. Что говорит об этом закон?
Статья 89 НК РФ дает налоговым органам полномочия проводить проверку физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В то же время, если речь идет о жилье, встает вопрос о конституционном праве на его неприкосновенность. Таким образом, сотрудники налоговых органов не вправе находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц (ст. 25 Конституции РФ). Также налоговики не вправе:
В то же время независимо от согласия или несогласия проверяемого физического лица налоговики вправе:
Если же физическое лицо препятствует проведению проверки, то налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:
Справедливости ради надо отметить, что расчетным путем определяются не только доходы, но и налоговые вычеты. Налоговые вычеты налоговики также должны определить расчетным методом, применив профессиональный налоговый вычет в 20% от общей суммы доходов (абз. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ).
Как известно, выемка подлинников документов может производиться на основании мотивированного постановления, если (п. 14 ст. 89, п. п. 1 и 8 ст. 94 НК РФ):
Выемка документов производится в рамках выездной проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ), однако в НК РФ не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.
ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2012 N 16282/11 указал, что налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников документов после завершения налоговой проверки в случае, если:
Каким образом решается вопрос о применении обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ), если имущество находится в залоге?
После вынесения решения:
руководитель или его заместитель вправе принять обеспечительные меры, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня:
В числе обеспечительных мер закон называет:
Поскольку НК РФ не устанавливает исключений из состава имущества, в отношении которого могут быть применены запрет на отчуждение или залог, то применение обеспечительных мер в отношении заложенного имущества закону не противоречит.
Кроме того, налоговый орган не вправе частично отменять решение об обеспечительных мерах.
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, до дня его отмены вышестоящим органом или судом.
Проверяемое лицо - единственный руководитель и учредитель организации - скончалось в процессе выездной налоговой проверки. Каким образом оформляются результаты налоговой проверки?
Действительно, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица или по объявлении его умершим (пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ). Таким образом, со дня смерти налогоплательщика - физического лица выездная налоговая проверка в отношении него должна быть прекращена, равно как действия по составлению акта проверки и рассмотрению материалов налоговой проверки. Завершение упомянутых мероприятий оформляется докладной запиской на имя начальника (заместителя) ИФНС.
Если же скончался единственный учредитель и руководитель организации, то налоговые органы связываются с нотариусом соответствующего нотариального участка в целях:
В таком случае акт налоговой проверки вручается доверительному управляющему, который также вправе представлять налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Если же наследники не объявятся и, как следствие, имущество общества переходит в доход государства, то контрольные мероприятия заканчиваются оформлением докладной записки на имя начальника (заместителя), к которой прилагаются:
НК РФ устанавливает конкретный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения (ст. ст. 100, 101 НК РФ) - 10 дней. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Нарушение указанных сроков не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Безусловным основанием для отмены решения является нарушение существенных условий процедуры, а именно:
Таким образом, перенос рассмотрения материалов проверки призван дать налогоплательщику возможность ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе. Если же налогоплательщик, извещенный надлежащим образом, не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, то решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Факт уклонения налогоплательщика от получения акта и уведомлений должен быть зафиксирован в акте воспрепятствования действиям должностного лица налогового органа. Также должен быть составлен протокол об административном правонарушении, о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонении от таких проверок (ст. 19.4.1 КоАП РФ).
Как оформляется акт выездной налоговой проверки при отсутствии правонарушения? Что должно быть указано во вводной части акта выездной налоговой проверки?
Вводная часть акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна содержать сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки, что следует из анализа положений Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@) (пп. 1 п. 6 разд. I Требований).
При этом указываются только те мероприятия налогового контроля, которые подтверждают налоговое правонарушение.
Что именно должны содержать выписки из документов, которые содержат сведения, не подлежащие разглашению? Например, паспорт.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, которые содержат не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Налоговым органам при формировании выписок необходимо учитывать ограничения по разглашению сведений, относящихся к категории ограниченного доступа, установленные законом, в частности:
Таким образом, выписка из паспорта содержит:
Все остальные сведения составляют информацию, не подлежащую разглашению.
Август 2013 г.