Доходы, получаемые нерезидентами РФ от источников в России, облагаются налогом на доходы физических лиц, как правило, по повышенным ставкам. Поэтому такие физические лица заинтересованы в применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения (при их наличии), позволяющих получать более низкие ставки или освобождение от налога. И обращаются с этим вопросом в бухгалтерию.
Напомним, что налоговые нерезиденты РФ - это физические лица, которые на дату получения дохода фактически находились в РФ в совокупности менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). В случае нахождения физического лица в РФ в совокупности более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается резидентом РФ. При этом выезды за пределы РФ на краткосрочное (менее 6 месяцев) лечение или обучение течение этого срока не прерывают (п. 2 ст. 207 НК РФ). Наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве резидента/нерезидента РФ.
Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь российский гражданин может не являться резидентом РФ (Письма Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-05/6-1305, от 19.03.2012 N 03-04-06/6-65, от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331, от 14.08.2009 N 03-08-05, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821). При определении статуса резидента РФ не имеют значения ни место рождения, ни место жительства физического лица.
Налоговый статус физического лица устанавливается по итогам налогового периода (Письма Минфина России от 24.12.2012 N 03-04-05/6-1426, ФНС России от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13897@).
В силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства физического лица (Письмо ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@).
Объектом налогообложения для налоговых нерезидентов РФ является только доход, полученный ими от источников в РФ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ). С доходов, полученных нерезидентами РФ от источников за пределами РФ, НДФЛ не уплачивается (Письма Минфина России от 15.03.2012 N 03-04-06/6-63, от 08.12.2011 N 03-04-06/6-341, от 08.12.2010 N 03-04-06/6-292).
На практике возможна ситуация, когда трудно однозначно определить, где находится источник полученного дохода - в России или за ее пределами. Тогда отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляет Минфин России (п. 4 ст. 208 НК РФ). Налоговый агент или сам нерезидент РФ в такой ситуации должен направить в Минфин России соответствующий запрос.
По общему правилу все доходы, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются налогом на доходы физических лиц по повышенной налоговой ставке в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Если физическое лицо подтвердит, что оно является резидентом государства, с которым Россия имеет соглашение, предусматривающее пониженные ставки (освобождение от уплаты налога), удержание налога на доходы физических лиц производится в соответствии с нормами международного договора (ст. 7, п. 2 ст. 232 НК РФ, Письмо ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497).
Для вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей международные соглашения не устанавливают никаких налоговых льгот. Налоговые льготы по НДФЛ предоставляются в отношении других видов доходов, полученных налоговыми нерезидентами РФ от источников в России.
При применении международных соглашений нужно помнить следующие правила:
Из положений п. 2 ст. 232 НК РФ следует, что за льготой по налогу на доходы физических лиц нерезидент РФ должен обращаться напрямую в налоговую инспекцию, а не к организации - налоговому агенту.
По мнению контролирующих органов, льгота по налогу на доходы физических лиц может быть предоставлена налоговым агентом при условии получения от нерезидента РФ всех подтверждающих документов. При этом налоговому агенту не нужно подавать в свою ИФНС документы, полученные от нерезидента РФ, и не нужно получать от инспекции соответствующее положительное решение (Письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-08-05, ФНС России от 09.09.2008 N 3-5-04/497). Документы от нерезидента РФ налоговый агент предъявит инспектору при налоговой проверке.
А вот УФНС России по г. Москве однозначно настаивает на представлении налоговым агентом в свою ИФНС подтверждающих документов от нерезидента РФ и применении налоговым агентом льготы по налогу на доходы физических лиц к доходам нерезидента РФ только после получения положительного решения ИФНС (п. 2 ст. 232 НК РФ, Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613, от 25.08.2008 N 28-11/080471).
При наличии таких противоположных мнений контролирующих органов мы рекомендуем бухгалтеру обратиться в свою ИФНС и узнать ее точку зрения, а затем уже принимать взвешенное решение о предоставлении льготы по налогу на доходы физических лиц нерезиденту РФ.
Октябрь 2013 г.