Зависит ли признание представительских расходов от места их проведения? Какими документами можно подтвердить понесенные компанией представительские расходы? Можно ли признать в качестве представительских расходов затраты компании на приобретение алкогольной продукции и табачных изделий для проведения официального приема?
Определение представительских расходов в целях налогообложения прибыли приведено в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Это расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества. Кроме того, представительскими являются затраты на прием и обслуживание участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации.
В Налоговом кодексе РФ содержится конкретный перечень затрат, которые относятся к представительским. Это расходы:
Обратите внимание: этот перечень является закрытым. Поэтому иные виды затрат представительскими не считаются. При этом в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса прямо указано, что к представительским расходам не относятся затраты налогоплательщика на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Такие затраты могут быть профинансированы за счет прибыли организации после уплаты налога.
Нет, не зависит. Произведенные представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения запланированных мероприятий. Таким образом, эти затраты могут быть осуществлены как в самой компании, так и в арендованном ею помещении либо в местах общественного питания (ресторан, каф, бар и т. п.).
Четкого перечня бумаг, которые необходимо оформить, чтобы подтвердить представительские расходы, в Налоговом кодексе нет. Нет такого перечня и в других нормативных документах. Однако время от времени советы по этому вопросу дают представители фискальных органов. Вот какую рекомендацию дали московские налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 6 октября 2006 г. № 20-12/89121.2). По мнению чиновников, «…документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться:
1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
2) смета представительских расходов;
3) первичные документы, подтверждающие стоимость использованных товаров для представительских мероприятий, услуг сторонних организаций, например организаций общественного питания, и т.п.;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
5) отчет о представительских расходах (составляется конкретно по проведенным представительским мероприятиям), в котором указывается:
Формальных оснований для того, чтобы исключить такие расходы из состава представительских, нет. Дело в том, что пункт 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений в отношении перечня продуктов, используемых в представительских целях. В частности, это распространяется и на спиртные напитки. Конечно, все сказанное справедливо только при соблюдении всех необходимых требований, а также при надлежащем документальном оформлении подобных затрат. Данная позиция приведена в письме Минфина России от 16 августа 2006 г. № 03-03-04/4/136.
Сентябрь 2013 г.